Жители Уральска, похоже, еще долго будут ждать прямого поезда в Астану. Несмотря на острую потребность в таком транспортном сообщении, реализация этого проекта в 2024 году маловероятна, так как в республиканском бюджете на него не заложены средства.
Нехватка поездов и недовольство жителей
Проблема дефицита поездов в Астану и Алматы из Уральска давно беспокоила жителей региона. Билеты на существующие рейсы раскупаются мгновенно, оставляя многих без возможности воспользоваться удобным и относительно доступным видом транспорта.
В июне 2023 года депутаты Западно-Казахстанской области даже планировали подать в суд на АО «НК «Қазақстан темір жолы», надеясь таким образом ускорить решение проблемы.
Особенно остро стоит вопрос о качестве услуг. Жители жаловались на ненадлежащее обслуживание поездов компании «Сары арка», что создавало дополнительные неудобства.
Ответ Премьер-министра: экономия и тендеры
Ответ на депутатский запрос по поводу дополнительных поездов дал премьер-министр Олжас Бектенов. Он подтвердил, что для организации нового маршрута требуется 1 млрд тенге, но в текущем бюджете на эти цели средств нет.
Также он подчеркнул, что маршрут поезда «Уральск-Астана» от частного перевозчика ТОО «Сары-Арка Компани» не может быть передан в государственную собственность, так как все решения должны приниматься по результатам открытых тендеров.
Недостаток вагонов и старые поезда
В своем ответе премьер-министр озвучил некоторые подробности о существующих поездах.
Из Уральска в Алматы курсируют два поезда: «Алматы – Уральск» «Тальго» и «Алматы – Саратов», оба с периодичностью через день. Общая вместимость - 30 вагонов.
Единственный поезд в Астану - «Уральск-Астана» от «Сары-Арка Компани» (также через день). Его состав включает 36 вагонов, но некоторые из них достаточно старые (выпуска 1990-х годов).
В качестве компенсации за неудобства пассажирам, связанные с опозданиями поездов, рассматривается увеличение суммы возмещения с 3% до 10% стоимости билета.
Что дальше?
Ситуация с поездками из Уральска в Астану демонстрирует сложный баланс между интересами жителей и экономическими реалиями. Нехватка средств, особенности тендерных процедур и отсутствие новых вагонов, вероятно, означают, что жители Уральска в ближайшее время не дождутся дополнительных поездов в столицу.
В ситуации, когда правительство объявило о либерализации экономики и тотальной приватизации сокращения расходов просто неизбежны. Поэтому никакого развития инфраструктуры и запуска новых поездов не только в Западно-Казахстанской области, но и по всей республике не предвидится.