КАЗАХСТАН СТАНОВИТСЯ АБСОЛЮТНОЙ СЫРЬЕВОЙ КОЛОНИЕЙ ИНОСТРАННЫХ КОРПОРАЦИЙ!
Еще в марте 2021 года в тогдашнем Нур-Султане прошло совещание Совета иностранных инвесторов с...
В Казахстане, стране, богатой нефтью и политической интригой, разгорается спор с масштабными международными последствиями. Речь идет о проекте "Кашаган", одном из крупнейших нефтяных месторождений в мире, и судебных разбирательствах, в которые втянуты не только правительство Казахстана, но и нефтяные гиганты с мировыми именем: Eni, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, Total S.A., China National Petroleum Corporation и Inpex.
В центре этой многомиллионной битвы оказалась американская юридическая компания Brown Rudnick Berlack Israils LLP. Именно ее услуги заказало Министерство юстиции Казахстана, что вызвало волну домыслов и споров в казахстанском интернете. Некоторые считают, что приглашение Brown Rudnick связано с защитой прав женщин, ссылаясь на успешную защиту Джонни Деппа в деле о домашнем насилии против его бывшей жены. Однако эта версия кажется слишком наивной, чтобы быть правдой.
Более правдоподобная версия связана с нефтегазовыми активами Стати, спор по которому в настоящее время завершился. Однако дело "Кашагана" остается в центре внимания. Власти Казахстана отказались от арбитража и выдвинули претензии на сумму $151 млрд в виде компенсации за упущенную выгоду. Эта сумма представляется огромной, и её основанием является утверждение о нарушении тендерных процедур и невыполнении в полном объеме подрядных работ со стороны иностранных компаний.
В апреле 2023 года Казахстан подало иск к оператору Кашагана North Caspian Operating Company N.V. на $13 млрд. Впоследствии сумма была увеличена до $15 млрд. Однако в апреле 2024 года возник дополнительный иск о компенсации упущенной выгоды в размере $138 млрд. Эта сумма отражает потенциальную прибыль от продажи нефти, которую иностранные компании обязались поставить, но не смогли в результате "невыполнения обязательств".
В феврале 2024 года Министерство юстиции Казахстана заключило договор с Brown Rudnick на представительство в судебных делах в США и Великобритании. В список услуг Brown Rudnick включено не только юридическое сопровождение, но также мониторинг СМИ в "определенных онлайн-публикациях" и поиск дезинформации, касающейся Казахстана.
Такое поведение Министерства юстиции Казахстана вызывает много вопросов. Зачем правительство Казахстана обратилось к услугам Brown Rudnick? Имеет ли правительство достаточно сильные юридические аргументы, чтобы требовать такую колоссальную компенсацию?
Не стоит забывать, что "Кашаган" является стратегически важным проектом для Казахстана. Это месторождение обеспечивает значительную часть экспортных поступлений страны. Поэтому любой срыв работы проекта может иметь серьезные последствия для экономики Казахстана.
В этой ситуации Brown Rudnick выступает не только юридической компанией, но и важным игроком в международных политических играх. Ее услуги могут быть использованы для усиления позиций Казахстана в этом споре, что может оказать влияние на результаты судебных процессов.
Именно поэтому дело "Кашагана" заслуживает внимания не только специалистов в области нефтегазового бизнеса, но и всех, кто интересуется международными отношениями и политикой. Исход этого спора может иметь серьезные последствия для Казахстана и международной нефтяной индустрии в целом.
Известный казахстанский политолог Максим Казначеев достаточно скептически относится к этим искам, считая это банальным переделом собственности и отъёмом активов и средств у семьи Назарбаева, которые прикрываются иностранными компаниями в рамках подписанных Соглашений о разделе продукции.
«Необходимо небольшое отступление. Значительное количество так называемых международных компаний, работающих в Казахстане – на самом деле франшизы, купленные «старой элитой» в 90-е годы. Какие именно компании – установить сложно, поскольку вся эта информация содержится в соглашениях о разделе продукции. Сами СРП в открытом доступе отсутствуют якобы по причине «коммерческой тайны». Но для Акорды никакой тайны нет – там реальные собственники известны. А потому арбитражные иски могут рассматриваться как попытка команды Токаева «выпотрошить» активы «старой элиты». Сокращение ресурсной базы «старой элиты» рассматривается как политическая задача – своеобразная гарантия обеспечения внутриполитической стабильности, неповторения попытки госпереворота. В идеале, довести такие фиктивные международные компании до банкротства, национализировать, а затем перепродать реальным международным инвесторам – в первую очередь, китайским или арабским», - отметил эксперт.
Таким образом, в этом пункте мы имеем дело с банальным переделом собственности в стране. Уже есть и аналогичный прецедент – принудительная продажа «АрселорМиттал Темиртау» казахстанским инвесторам в прошлом году.
Еще в марте 2021 года в тогдашнем Нур-Султане прошло совещание Совета иностранных инвесторов с...
Представляем вниманию читателей текст доклада Айнура Курманова, сопредседателя Социалистического...
Публикуем текст доклада сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Дмитрия Бурминского...
Данная статья Айнура Курманова об истории Рабочего движения Казахстана была опубликована в...
В течение 30 лет в Казахстане была выстроена вывозная сырьевая модель экономики в интересах...