Нефтяной сектор, долгое время являющийся локомотивом казахстанской экономики, в последнее время стал источником всё возрастающего беспокойства. Ситуация с месторождением Кашаган, одним из крупнейших в стране, наглядно демонстрирует, как западные компании, фактически контролируя этот стратегически важный ресурс, ставят под угрозу национальные интересы Казахстана.
По данным издания Upstream Online, добыча нефти на Кашагане в первом полугодии 2024 года сократилась на два процента, достигнув отметки в 65 тысяч баррелей в сутки. Эта тенденция вызывает тревогу, особенно в контексте того, что оператором проекта "Кашаган" является консорциум North Caspian Operating Company (NCOC), в котором основная доля принадлежит западным компаниям Eni, Shell, TotalEnergies и ExxonMobil. Казахстану, представленному национальной компанией "КазМунайГаз", принадлежит лишь 16,9 процента акций.
Такой дисбаланс в распределении долей и власти над стратегическим ресурсом ставит Казахстан в крайне невыгодное положение. Несмотря на то, что республика обладает правом на часть добываемого ресурса, она практически не участвует в управлении проектом и не имеет возможности влиять на решения, которые принимаются западными партнерами.
Проблема не нова. Еще до начала эксплуатации месторождения Кашаган, западные компании затягивали с реализацией проекта, что привело к десятилетнему отставанию от первоначальных планов. В результате Казахстан недополучил огромные суммы доходов. Это вынудило Астану обратиться в международный арбитраж с целью взыскания компенсации, составляющей миллиарды долларов.
Однако эта ситуация не является изолированным случаем. Она отражает глубоко укоренившуюся проблему – зависимость Казахстана от западных компаний в сфере добычи углеводородов.
В стремлении привлекать иностранные инвестиции в свою экономику, Казахстан фактически передал управление своими ресурсами в чужие руки. Западные компании, имея значительный опыт и доступ к передовым технологиям, получают возможность использовать эти ресурсы в своих интересах, оставляя Казахстан в роли пассивного наблюдателя.
Наглядным примером этой ситуации является сокращение добычи на Кашагане, вызванное не технологическими сложностями, а скорее, стремлением западных партнеров максимизировать свою прибыль. Им не интересны ни долгосрочные перспективы развития казахстанского нефтегазового сектора, ни создание рабочих мест, ни развитие инфраструктуры в стране.
В этой связи, Казахстану необходимо переосмыслить свою политику в сфере управления природными ресурсами.
- На первом этапе можно пойти по пути усиления контроля над добычей нефти и газа: В первую очередь, необходимо пересмотреть существующие соглашения с западными компаниями, увеличить свою долю участия в проектах, а также усилить контроль над процессом добычи и переработки.
- Следующим этапом необходима национализация с разрывом отношений с западными и иностранными добывающими компаниями
- При этом необходимо развитие национальной нефтегазовой отрасли: Необходимо развивать национальные кадры, создавать отечественные компании, способные конкурировать с западными игроками, а также инвестировать в развитие собственных технологий в области добычи и переработки углеводородов.
- Провести так называемую диверсификацию экономики: Казахстан должен стремиться к снижению зависимости от нефтяного сектора, развивая другие отрасли экономики, например, сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность за счёт прямых государственных инвестиций.
В конечном итоге, только путем изменения политики и обретения реального контроля над своими ресурсами, Казахстан сможет обеспечить национальные интересы и извлечь максимальную выгоду от своей нефтегазовой отрасли.