В конце 2023 года Казахстан отчитался о 68% выполнении плана приватизации на 2021-2025 годы. На первый взгляд, прогресс впечатляет. Но стоит копнуть глубже, и картина становится менее радужной. Планируемый процесс приватизации прошел через 10 корректировок, две из которых произошли уже в декабре 2023 года. Еще одна корректировка находится на стадии обсуждения, а очередная была рассмотрена правительством под Новый год. Итоговый список, подлежащий приватизации, включает 658 объектов государственного сектора, среди которых такие гиганты, как «КазМунайГаз», «Эйр Астана», «Самрук-Энерго», «QazaqGaz» и «Қазақстан Темір Жолы».
Этот список, как и сам курс на приватизацию, вызывает вопросы, особенно среди работников нефтесервисных компаний, которые требуют национализации и возвращения в штат «КазМунайГаз». В условиях планируемой приватизации компании их требования выглядят безнадежными. Приватизация в этом контексте представляется процессом, направленным на переход контроля над крупными государственными предприятиями в руки западных корпораций.
Параллельно с приватизацией, в Астане решили отказаться от политики сдерживания ценна социальные продукты. В результате, было принято постановление об отмене предельных цен на определенные товары. В 2024-м году планируется отменить госрегулирование цен на 9 товаров: соль, мука, рожки, гречневая крупа, рис, хлеб, молоко, картофель и яйца. В январе 2024 года отмена регулирования затронула еще 10 товаров: морковь, лук, капуста, подсолнечное масло, говядина, курица, кефир, сливочное масло, творог и сахар.
На первый взгляд, отмена госрегулирования цен может показать рыночный характер экономики Казахстана и обеспечить свободу действий для частных предприятий. Однако, на практике, это может иметь отрицательные последствия для населения. Отсутствие государственного контроля цен может привести к их резкому росту и ограничению доступности важнейших продуктов для значительной части населения.
Более того, отмена госрегулирования цен в сочетании с приватизацией крупных государственных предприятий может усилить влияние олигархов «Старого Казахстана», которые в условиях отсутствия государственного контроля смогут диктовать свои условия на рынке. В результате, потенциально увеличится риск возникновения монополий и усиления неравенства.
Таким образом, реализация плана приватизации и отмена госрегулирования цен являются двумя ключевыми элементами курса Казахстана на переход к так называемой либеральной рыночной экономике. Данный курс ведёт к катастрофе абсолютное большинство населения и к тому, что народ лишится последних активов.