Не выходят из головы спокойно так сказанные слова российского промышленника об утере в Казахстане компетенций и безнадежности попыток их создания.
Сложим их со словами президента Токаева о менее чем пяти процентах местного содержания на Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане. И это после четверти века деятельности иностранных консорциумов на территории Казахстана и после непрерывных программ импортозамещения, форсированного индустриально-инновационного развития и привлечения инвестиций в переработку сырья, принимаемых казахстанскими властями на протяжении всей этой четверти века.
И добавим сюда тот факт, что две трети всех валютных затрат на импорт в Казахстан промышленных и потребительских товаров, это как раз те самые 95% не местного содержания, завозимые сырьевыми добытчиками для того же вывоза сырья.
Чего здесь объективно больше: реальной неспособности казахстанского инжениринга и остающихся заводов подхватить хотя бы часть поставок стандартно используемого нефтяниками и металлургами оборудования, запчастей и материалов, хотя бы на уровне крупноузловой сборки? Или нежелания-неспособности казахстанской власти посягнуть на схему внешней и идеально-комплексной, - экспортно-сырьевой, товарно-импортной и кредитно-инвестиционной эксплуатации Казахстана.
По такой очевидной причине, как компрадорская встроенность правящей верхушки в эту самую «вывозную» схему.
Ответ тоже на виду: подавление внутренней проектно-строительной и машиностроительной компетенции входило в прямой интерес и задачу внешней эксплуатации. Проводником и бенефициаром которой и являлось прежнее президентское правление. С правительством как исполнительным органом и парламентом, как соглашательским.
Нет, не то чтобы президент Назарбаев прямо блокировал промышленное развитие. Наоборот, не сомневаемся, что программы ФИИР, «Сто шагов» и Национальный план развития до 2025 года предпринимались им вполне добросовестно, в искренней уверенности в их осуществлении. В чем его же уверяли и их разработчики из правительства и АП. И во что сами верили.
Просто вмененные из-за рубежа стандарты МВФ и ВБ, ВТО и ОЭСР, специально для «развивающихся» экономик, вместе с классическим западным болашаковским образованием, тоже в формате подготовки «развивающихся» элит, создали великолепно работающую и самовоспроизводящуюся систему, в которой колониальная эксплуатация осуществляется силами местной же администрации.
Причем не только самой компрадорской верхушкой, накапливающей вывозимое в городе Лондоне, но и высшим и средним управленческим слоем, получающим за промышленную импотенцию собственной страны не так уж и много. И такая схема вынужденно поддерживается вообще всей массой исполнительного и представительного аппарата, в центре, в областях, городах и районах, имеющей от такой «вывозной» экономики немногие дивиденды в свой карман в обмен на массу нерешаемых бюджетных и социальных проблем.
Равно как надежнейшим местным фундаментом компрадорской экономики, блокирующим промышленное развитие, является, целиком, весь монетарно-финансовый блок. В лице как официальных структур, - Нацбанк, Минфин, «Самрук-Казына» и «Байтерек», так и деятелей финансового рынка, в том числе публично активных. Плюс – топовые эксперты, пишущие на финансовые темы СМИ и просто блогеры.
И вот вопрос: собственно компрадоры из власти ушли, сама по себе «вывозная» схема со столицей в городе Лондоне пока еще действует, но явно без перспективы.
В ходе глобального передела явно уже вырисовываются контуры иной схемы владения и пользования природными ресурсами, промышленного и финансового обеспечения сырьевой добычи.
И совершенно не факт, что в ходе нового передела, который начнется в Казахстане сразу по окончании остро-военной стадии украинской СВО, кому-то из бенефициаров передела понадобится разбавлять всю ту же добычу сырья в Казахстане на вывоз еще и местным промышленным развитием. Наоборот, новые пользователи будут только рады опереться на тот же местный компрадорский фундамент.
Без всякой спеси или злорадства, трезво-спокойно, как и выразился мой собеседник.
Источник