Великая Отечественная война Советского Союза 1941-45 годов
Мобилизационный ресурс социалистического планирования как один из основополагающих факторов...
Как и предполагалось, электронные петиции стали совсем не прорывом в деле построения «Нового» и «Справедливого Казахстана», не гигантским шагом в демократизации общества и привлечения народа к управлению государством, как это декларировалось, а очередной имитацией.
А начиналось всё красиво. Более пяти лет назад, в послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев сказал: «Благодаря социальным сетям, проблемы, не находящие решение на местах, становятся известными всей стране. Надо создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений. Правительству при взаимодействии с гражданским обществом предстоит разработать нормативно-правовую базу и решить все технические вопросы, касающиеся этого важного проекта».
Целых три года понадобилось, чтобы 2 октября 2023 г. был подписан закон о поправках в законодательство по вопросам общественного контроля, предусматривающий введение института петиций для оперативного реагирования на запросы граждан.
Но, уже менее чем через год стало понятно, что петиции в реальности являются пустой бумажкой. Никакого влияния на власть голоса подписавших граждан не оказывают. На пути народного волеизъявления, а 50 000 реальных электронно-цифровых подписей – это уже массовое волеизъявление, поставили целую систему заслонов. Предварительно петиция должна собрать не менее 50 голосов, а затем пройти модерацию. Этим мудрёным словом прикрыли самую настоящую цензуру. Уже на этом этапе чиновники могут отклонить петицию под самыми разными предлогами. Стоит вынести решение «не прошла модерацию» - и петиция не публикуется на сайте e-petition, а значит, и сбор подписей не ведётся.
Но даже если модерация пройдена, петицию опубликовали, собрано 50 000 подписей, это ещё не значит, что воля народа будет принята к действию! Теперь чиновники будут решать, принять петицию для работы, или отклонить. Да, формально они рассматривают этот вопрос не единолично, а с рабочей группой, куда привлекают автора или авторов петиции, общественников, специалистов, экспертов. Но, как показала практика, их мнение ничего не значит. Всё получается, как в известном анекдоте: «Пункт первый. Командир всегда прав. Пункт второй. Если командир не прав, смотри пункт первый». Окончательное решение за министром или вице-министром.
Вот и получилось, что из четырёх петиций, собравших 50 000 и более голосов, принято чиновниками было лишь две: «Против открытой и скрытой пропаганды ЛГБТ» (частично, о запрете пропаганды среди детей), и «О запрете азартных игр для госслужащих» (полностью). Конечно, это не самые жизненно важные вопросы.
А вот две по-настоящему важнейшие петиции были отклонены: «Вернуть время назад!», и «Против утилизационного сбора и первичной регистрации».
Как сказал министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев, по петиции «Вернуть время назад!» рабочая группа, изучив всю представленную информацию и доказательства, научные исследования и предложения, подтвердила, что перевод ряда регионов на один час назад соответствует естественным солнечным циклам на большей части территории Казахстана и основано на научных исследованиях и предложениях.
«Часовой пояс UTC+5 является стандартным часовым поясом, максимально приближенным к природному циклу на большей части территории РК. На основании обоснованных научных международных исследований о положительном эффекте стандартного поясного времени и отсутствии подтверждающих данных о негативном влиянии на здоровье населения от перевода времени Министерство торговли и интеграции приняло решение отказать в удовлетворении петиции», — заявил Арман Шаккалиев.
19 июля прошлого года министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев сообщил, что требования петиции против утильсбора и первичной регистрации не будут удовлетворены.
После такого бесцеремонного попрания воли народа, особенно после отклонения петиции по возврату времени, интерес как к подаче петиций, так и к их подписанию, был утерян. Граждане поняли, что ничего петициями не добьёшься. Только если петиция соответствует интересам власти, тогда её примут.
Пока больше ни одна петиция не набрала необходимые 50 000 голосов. Тематика подаваемых петиций измельчала. Это либо отраслевые вопросы, либо проблемы, интересующие небольшой круг людей. По – настоящему общенациональных петиций на портале не видно. Даже те, которые поднимают важные проблемы, подписываются вяло, и голосов не собирают. Например, петиция против дискриминации врачей общественного здравоохранения и медико-профилактического профиля за шесть месяцев с марта по сентябрь т.г. набрала лишь 1471 подпись, хотя просмотров 84 442. Явно даже не все медики поддержали своих коллег.
Сейчас идёт сбор подписей под петицией «Вернуть диабет в список социально-значимых болезней!», поданной общественным фондом «Диабетический родительский комитет» 9 сентября. Важнейшая проблема. Но за три месяца из отведённых для сбора подписей полугода набралось лишь 3622 голоса из необходимых 50 000. Равнодушное отношение к страданиям и взрослых диабетиков, и больных детей.
Никого не заинтересовала петиция «За справедливую оплату труда рентген-лаборантов». За три недели всего 57 подписей, 0,1 % от нужного количества. А ведь флюорографию проходит каждый. Инициаторы петиций зачастую поднимают вопросы, которые заведомо не найдут поддержку в обществе. К примеру, 17 сентября появляется петиция «За запрет езды самокатов по тротуарам». Имеются в виду электросамокаты. Сразу в ответ подают петицию «За развитие велодорожек и против запрета самокатов». Обе почти за три месяца набрали одинаковое число подписей – 348 и 364 соответственно.
Даже петиции местного характера не имеют популярности. А ведь для таких петиций нужно набрать совсем небольшое количество голосов, пропорционально населению. Например, воззвание за газификацию района Алихан Бокейхан за несколько месяцев подписали только 90 жителей района из необходимых 2500. Совсем охладел интерес к петициям.
А власть продолжает делать всё, чтобы народ совсем перестал подавать петиции, грубо растаптывает любую инициативу. 15 октября налоговый юрист Екатерина Ким подала петицию против изменений в новом Налоговом кодексе. В частности, запрета на вычеты из прибыли по сделкам с теми ТОО и ИП, которые применяют налоговый режим по упрощённой декларации. Этот запрет касается практически всего малого и среднего бизнеса. Теперь, чтобы продолжать сотрудничать с крупными заказчиками, нужно переходить на общеустановленный налоговый режим. А это влечёт за собой повышение налогов в несколько раз, усложнение отчётности, привлечение квалифицированного бухгалтера и прочие существенные затраты. А тут ещё и снижение порога для уплаты НДС с 20 000 МРП до 10 000 (40 млн. тенге), и увеличение самого налога на добавленную стоимость с 12 до 16%. Всё вместе зажимает малый бизнес в такие тиски, что шансов на выживание практически нет.
Пока петиция была опубликована на портале и проходила модерацию, её просмотрели 11 488 человек. Нетрудно предположить, что все они представители МСБ, и готовы были подписать петицию. Однако 10 ноября появилось решение министерства национальной экономики – модерация не пройдена. А значит, сбор подписей не разрешён!

В частности, по «упрощёнке» министерство ответило инициатору петиции, что «цель нормы была в том, чтобы бороться со схемами дробления бизнеса и обеспечить справедливое распределение налоговой нагрузки. Новое положение направлено исключительно на повышение прозрачности и предотвращение злоупотреблений при таких взаимодействиях». Зачем эти пояснения – их много раз давало министерство финансов. Ещё один аргумент чиновников вообще вызывает недоумение: «отказ в модерации петиции госорган объяснил тем, что не имеет права принимать решения, для которых понадобится пересматривать законы, принятые Парламентом. Налоговый кодекс принят Парламентом в соответствии с Конституцией и законодательством о нормотворческой деятельности, а также подписан Президентом в рамках его конституционных полномочий, — говорится в ответе автору петиции. В министерстве подчеркнули, что вносить изменения и дополнения в Налоговый кодекс могут только депутаты Парламента».
Чиновники показали просто высшую степень пренебрежения к петиции, выдумав совершенно несостоятельный отказ. К чему этот юридический ликбез? Все знают, что законы принимает парламент и подписывает президент. Но разве это означает, что народ не может подавать петицию против таких законов?! Пусть соберут 50 000, и петицию затем передадут в парламент и президенту, пусть они думают, что делать с волеизъявлением народа. Хотят – прислушаются, не хотят – оставят всё, как есть. Зачем же лишать людей права, между прочим, тоже конституционного, выразить своё мнение?!
Автор петиции Екатерина Ким на своей странице в Инстраграм написала: «Я чувствую, как вам всем больно, как каждый бухгалтер, каждый предприниматель сейчас держится из последних сил. Но я пойду до конца. Мы ещё встретимся не на словах, а в решениях суда. И я добьюсь, чтобы нас услышали».
«Следующий наш шаг - это обжалование, во-первых, возврата с модерации, а также - подача иска в Конституционный суд», - заявила Екатерина Ким. Да, поход в суды – дело долгое, а новый налоговый кодекс вступает в силу уже с 1 января.
Вот и получается, что петиции придумали, похоже, только для того, чтобы отчитаться перед Западом – мол, у нас демократические реформы идут вовсю, вот, народ может даже петиции подавать. Не то что в «Старом Казахстане»! К сожалению, молчат по этому поводу депутаты всех уровней, т.н. «оппозиционные» партии, молчат общественные советы и прочие показные псевдодемократические структуры. А ведь это очень нехорошо, когда народ лишён возможности выразить своё мнение.
Мобилизационный ресурс социалистического планирования как один из основополагающих факторов...
Данная статья Айнура Курманова об истории Рабочего движения Казахстана была опубликована в...
Как заявил Президент Токаев К.-Ж. на встрече с общественностью в Карагандинской области в октябре...
Национальный научный центр сейсмологических наблюдений и исследований, более известный как...
В современном глобальном мироустройстве противопоставление национальному государству так...
