В ближайшие шесть месяцев, по всей видимости, не стоит ожидать снижения ключевой ставки. Национальный банк Казахстана скорректировал в сторону повышения прогнозы по инфляции на два последующих года. Согласно новому отчету о денежно-кредитной политике, опубликованному регулятором, в 2025 году ожидается увеличение цен на 12–13 %, а в 2026 году – еще на 9,5–12,5 %.
Ранее прогнозируемый диапазон был немного уже (9,5–11,5 %). Причиной пересмотра Нацбанк называет ускорившуюся инфляцию в текущем году и возросшие инфляционные ожидания.
В отчете подчеркивается, что прогноз на 2026 год отражает возросшую степень неопределенности. На ситуацию повлияют такие факторы, как планируемая налоговая реформа, увеличение НДС до 16%, отмена госрегулирования цен на топливо, изменения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что приведёт к росту тарифов, а также проведение масштабной приватизации государственных активов.
Указанные факторы будут оказывать дополнительное давление на рост цен. Для стабилизации инфляционных ожиданий регулятор считает крайне важным поддерживать умеренно жесткую денежно-кредитную политику в течение длительного времени.
То есть прежняя неолиберальная политика, продиктованная МВФ, Европейским и Азиатским банками реконструкции и развития продолжится с еще большей силой, которая только будет разогревать инфляцию и обесценивать тенге в угоду западным добывающим компаниям.
А расплачиваться за такую неоколониальную политику будет всё население и в первую очередь трудящиеся, обеспечивая из своего кармана программу «Тариф в обмен на инвестиции» якобы для модернизации ТЭЦ и изношенной энергосистемы страны, отдавая повышенные налоги и покупая продукцию втридорога из-за выросших цен на электричество и ГСМ.
При этом уровень инфляции, предлагаемый Нацбанком явно заниженный, так как национальная статистика не даёт реальной картины в экономике РК, а расчёты ведутся по урезанным методикам, тогда как дороговизна душит казахстанцев сильнее при снижении покупательной способности нынешнего уровня заработных плат.
Это не считая того, что целый перечень болезней и лекарств были вычеркнуты из перечня социально значимых, как и пошли под нож множество социальных статей бюджета.