СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА

logo

ҚАЗАҚСТАН СОЦИАЛИСТIК ПАРТИЯСЫ

Инициативная группа по созданию Оргкомитета Социалистической партии Казахстана
Қазақстан Социалистік партиясының ұйымдастыру комитетін құру жөніндегі бастамашыл топ

СПК/КСП » Статьи » Налоговая реформа Республике Казахстан в 2026 году

Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Налоговая реформа Республике Казахстан в 2026 году


 В Казахстане проводится масштабная налоговая реформа: всеобщее декларирование, цифровизация администрирования, сокращение количества налогов и сборов, изменение ставок налогов, изменение процедур, а также введение дифференцированных ставок в зависимости от отрасли. 18 июля 2025 г. принят новый Налоговый кодекс, который вступает в силу с 1 января 2026 года.

Правительство РК заявляет, что главной целью принятия нового налогового кодекса является сокращение дефицита бюджета и повышение результативности и эффективности налогового администрирования (повышение собираемости налогов, выведение бизнеса из тени). Министерство финансов и Министерство национальной экономики отвечают за формирование Налогового кодекса со стороны Правительства. Министерство национальной экономики предлагает ставки и подходы, а Министерство финансов вносит предложения по администрированию. После этого Налоговый кодекс переходит на стадию обсуждения депутатами Парламента.

В ноябре 2024 год Мажилис одобрил закон "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2024-2026 годы". Изменения касались уточнения бюджетных параметров и объема трансфертов из Национального фонда на 2025 год. К концу прошлого года стало ясно, что бюджет недополучит порядка 2 трлн. тенге, доходная часть была определена в сумме 14,1 трлн тенге (что на 2 трлн тенге меньше, чем планировалось), расходы - 24 трлн тенге. Дефицит был увеличен с 3,5 трлн тенге до 3,6 трлн тенге (2,7% ВВП). Из-за неисполнения доходной части бюджета целевой трансферт из Нацфонда был увеличен на 2 трлн тенге - до 3,6 трлн тенге. Средства должны были быть направлены на поддержание регионального роста и финансирование социально значимых и стратегически важных инфраструктурных проектов в условиях рисков снижения темпов роста ВВП.

Согласно Краткой аналитической записки об исполнении республиканского бюджета на 1 сентября 2025 года, опубликованной на вэб-сайте Министерства финансов РК, на 1 сентября 2025 года налогов поступило на сумму 9 011,0 млрд. тенге или 96,6% к плану отчетного периода в сумме 9 331,8 млрд. тенге (годовой план – 15 193,3 млрд. тенге). План по налоговым поступлениям не выполнен на 320,8 млрд. тенге.

Неисполнение плана сложилось за счет НДС на ТВП (товары внутреннего производства)  – 315,8 млрд. тенге, КПН – 235,5 млрд. тенге.

При этом план перевыполнен по НДС на импортируемые товары – 162,6 млрд. тенге, поступлениям за использование природных и других ресурсов – 52,4 млрд. тенге, ЭТП на сырую нефть – 25,7 млрд. тенге.

По неналоговым поступлениям исполнение сложилось на уровне 530,2 млрд. тенге или 141,4% к плану отчетного периода в сумме 374,9 млрд.тенге (годовой план – 435,3 млрд. тенге). План по неналоговым поступлениям перевыполнен на 155,3 млрд. тенге. Перевыполнение обеспечено за счет поступления платежа разового характера по КБК 206108 «Другие неналоговые поступления в республиканский бюджет, за исключением поступлением от организаций нефтяного сектора» на сумму 192,5 млрд. тенге от АО «Холдинговая группа Алмех» для финансирования социально-экономических проектов.

В пресс-службе правительства сообщили, что с начала 2025 года налоговая выставила строительным компаниям 13,8 тыс. уведомлений, и компании дополнительно подали отчетность на 116,4 млрд. тенге. Из этой суммы было взыскано 47,1 млрд. тенге. Также КГД сообщил,  что по состоянию на 12 марта 2025 года строительные компании доплатили 17 млрд. тенге налогов в том числе оплата произведена компаниями BI Group и BAZIS.

Поступления трансфертов в республиканский бюджет составили 4 227,0 млрд. тенге или 84,3% к плану отчетного периода в сумме 5 013,3 млрд. тенге (годовой план – 5 758,2 млрд. тенге), в том числе гарантированный трансферт из Национального фонда привлечен на сумму 2 000,0 млрд. тенге или 100% к плану отчетного периода в сумме 2 000,0 млрд. тенге (годовой план - 2 000,0 млрд. тенге). Целевой трансферт привлечен в сумме 1 830,0 млрд. тенге или 69,4% к плану отчетного периода в сумме 2 635,0 млрд, тенге (годовой план – 3 250,0 млрд. тенге). Из нижестоящих бюджетов поступило трансфертов в сумме 397,0 млрд. тенге или 105,0% к плану отчетного периода в сумме 378,3 млрд. тенге (годовой план – 508,2 млрд. тенге).

 

Рассмотрим основные нововведения в Налоговый кодекс 2026.
 
Изменения по НДС: больше плательщиков и более высокая ставка
Наибольшее обсуждение в обществе вызвали поправки в налог на добавленную стоимость (НДС). Порог обязательной регистрации снижен вдвое – с 20 000 МРП до 10 000 МРП (с 78,6 до 39,3 млн тенге в 2025 году). Это направлено на борьбу с практикой дробления бизнеса.

Ставка НДС увеличится с 12% до 16%. При этом предусмотрены льготы:

  • 10% – для производителей лекарств, медицинских изделий и услуг (вводится поэтапно: 5% с 2026 года, 10% с 2027);
  • 10% – для отечественных печатных изданий;
  • 80% возврата НДС – для производителей сельхозтоваров.  

От НДС освобождаются:

  • услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
  • операции с платёжными карточками;
  • обороты организаций с не менее чем 10 сотрудниками с инвалидностью.

 
Прогрессивный ИПН: больше доход  выше ставка
Для физических лиц вводится прогрессивная шкала индивидуального подоходного налога (ИПН):

  • Доход до 8 500 МРП в год – ставка 10%;
  • Доход выше – 15% на превышение.

 Для иностранцев с доходом до 600 000 МРП в год – ставка ИПН 10%, свыше – 17%.
Дивиденды до 230 000 МРП будут облагаться по ставке 5%, свыше – по ставке 15%.
Освобождаются от ИПН дивиденды, полученные от сделок на бирже KASE.
Для лиц, занимающихся частной практикой, ставка ИПН снизится до 9%.
 
КПН: повышение для банков и игорного бизнеса, снижение  для фермеров
Общая ставка корпоративного подоходного налога (КПН) сохранится на уровне 20%, но предусмотрены исключения:

  • 25% – для казино, букмекерских контор и банков (исключение – доходы от бизнес-кредитования);
  • 3% – для сельхозпроизводителей и предприятий рыбоводства (вместо прежних 10%);
  • 6% – для сельхозкооперативов;
  • 5% (с 2026 года) и 10% (с 2027 года) – для организаций социальной сферы.

 
Упрощённые режимы: только три из семи
Из семи действующих специальных налоговых режимов (СНР) останутся три:

  1. Для самозанятых – доход до 300 МРП в месяц, ставка ИПН 0%;
  2. Упрощённая декларация – доход до 600 000 МРП в год, ставка от 2% до 6% (устанавливается маслихатами);
  3. Для фермеров и крестьянских хозяйств – при наличии земли до 5 000 га, ставка ИПН 0,5%.

 Отменяются режимы:

  • на основе патента;
  • с использованием мобильного приложения;
  • с фиксированным вычетом;
  • розничный налог;
  • СНР для сельхозкооперативов.

  
Новый акциз: налог на роскошь
Вводится акциз на предметы роскоши:

  • Авто дороже 75 млн тенге – 10%;
  • Яхты и частные самолёты от 100 млн тенге – 10%;
  • Недвижимость дороже 450 млн тенге – 2% от стоимости.

Плательщиками данного налога станут физические лица. Таким образом, введено повышенное налогообложение для физических лиц акцизом 10% на дорогостоящую продукцию: автомобили стоимостью свыше 75 млн тенге, суда – свыше 100 млн тенге, алкоголь – свыше 0,5 млн тенге/ литр, сигары – свыше 10 тысяч тенге/ штука. Также повышается налог на имущество, если совокупная стоимость объектов недвижимости превышает 450 млн. тенге.
  
Налоговое администрирование ужесточается: строгий контроль за отчётностью
Если компания игнорирует уведомления налоговой в рамках камерального контроля, налоговые органы смогут приостановить выставление электронных счетов-фактур (ЭСФ), что блокирует её деятельность.
В новой редакции кодекса чётко прописаны процедуры расчёта налогов, сроки и порядок исполнения обязательств. Нормы стали более конкретными и понятными.
В СМИ пишут, что налоговые органы уже проводят несвойственные им ранее действия. Например, они договорились с компаниями, которые отслеживают передвижение людей — компании сотовой связи, навигаторы, и они видят по точкам, сколько людей в каких ресторанах было. В данный момент некоторые рестораны столкнулись с тем, что получили уведомления о том, что их предполагаемый доход может быть выше. Налоговики просто умножили количество людей, которые были вокруг ресторана, на средний чек в заведении — и неважно, заходили эти люди в заведение, заказывали они блюда или нет. Теперь налогоплательщики вынуждены доказывать свои реальные доходы.

Отдельно нужно сказать о практике вознаграждения лицам, которые будут сообщать о том, что не применяется контрольно-кассовый аппарат в той или иной торговой точке. Пилотный проект хорошо себя показал — студенты занимались такой “подработкой” и снимали на видео продавцов, работавших без кассового аппарата. Теперь же такая мера “взаимного контроля” официально введена в Налоговый кодекс. Так что уход в наличный расчёт не станет спасением для предпринимателей, потому что на всякого такого уклониста найдется студент со смартфоном.

От индивидуального подоходного налога (далее – ИПН) освобождаются пенсионные выплаты из ЕНПФ. Транспортный налог снижен для автомобилей старше 10 лет. Увеличен социальный налоговый вычет для лиц с инвалидностью – с 882 до 5 000 МРП.

Сокращено количество налогов: упраздняется единый земельный налог, по отдельным платам сокращено число ставок и сборов.

26 сентября 2025 года Министерство национальной экономики опубликовало проект запретительного списка, согласно которому 795 ОКЭД планировалось запретить для упрощенки.

Запрет на СНР на основе упрощённой декларации вводился для деятельности, ориентированной на B2B и крупный бизнес, таких как:

  • обрабатывающая промышленность;
  • строительство;
  • недропользование;
  • субъекты естественных монополий;
  • оптовая торговля;
  • розничная торговля на площадях свыше 2 000 кв.м;
  • телекоммуникации, интернет и IT;
  • финансовые, страховые, агентские и консалтинговые услуги;
  • научные исследования и разработки;
  • участники СЭЗ и Astana Hub;
  • юрлица с участием других компаний более 25%;
  • компании с годовым доходом выше 600 000 МРП.

Всего список ОКЭД в РК насчитывает 1111 видов деятельности, в запретительный список на тот момент попало 795 видов деятельности.

Однако, позже в конце октября правительством РК было принято решение исключить излишние ограничения на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации в целях снижения негативного воздействия введения нового Налогового кодекса на деятельность малого и среднего бизнеса. Только 44 вида деятельности остались в запретительном списке аналогично действующему законодательству.

Возможные последствия от введения нового Налогового кодекса по мнению экспертов:

  • дополнительная нагрузка для ИП и малого бизнеса в связи с содержанием штата бухгалтерии, увеличением налогов,
  • прогнозируется рост инфляции более 11% и выше,
  • сокращение числа ИП, субъектов малого бизнеса
  • рост безработицы,
  • снижение уровня жизни населения.



Похожие новости


Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на socialism.kz и указать автора материала!
© 2022 socialism.kz

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун