СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА

logo

ҚАЗАҚСТАН СОЦИАЛИСТIК ПАРТИЯСЫ

Инициативная группа по созданию Оргкомитета Социалистической партии Казахстана
Қазақстан Социалистік партиясының ұйымдастыру комитетін құру жөніндегі бастамашыл топ

СПК/КСП » Статьи » Дышим газом, а денег в бюджете нет!

Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Дышим газом, а денег в бюджете нет!


 Недавно в соцсетях был поставлен очень важный вопрос: «Почему при таком промышленном потенциале наша область находится на дотации из республиканского бюджета?».

  Что имеет наш регион, и, самое главное, его жители от мощной промышленности? Этот вопрос задаёт и читатель из Усть-Каменогорска Лариса Швец: «Да, мы живём в промышленном городе — но должны ли мы радоваться этому факту, когда платим своим здоровьем и здоровьем наших детей? Нам ведь не выплачивают пособия «по экологии». Медицина у нас не стала доступнее. Цены на лекарства — запредельные. В поликлиниках не хватает терапевтов и педиатров, а о приёме узких специалистов говорить и вовсе бессмысленно. Зато на каждом шагу частные клиники, куда многим просто не по карману обратиться. Где справедливость? Кто защитит нас от постоянных выбросов и загрязнений воздуха?».

  Для ответа на поставленные вопросы посмотрим бюджет ВКО на этот год. Доходы  запланированы в 484,1 млрд. тенге. Из них 404,6 млрд.  – это трансферты,  в том числе из республиканского бюджета – 338,9 млрд.! Получается, что расходы областного уровня практически полностью зависят от поступлений из республики! При этом бюджет дефицитный – затраты составляют 527,4 млрд. тенге, на 53,9 млрд. больше, чем доходы. Чтобы покрыть дефицит, в бюджете заложены займы в 62,5 млрд. тенге. Получается, что область в двойной финансовой зависимости от Центра – и трансферты, и займы, да ещё и в долгах.

  Может быть, положение лучше в Усть-Каменогорске, главном промышленном центре ВКО, где расположены практически все индустриальные гиганты? В городском бюджете 2025 г. доходы предусмотрены в 77,6 млрд. тенге. Из них трансферты из областного бюджета – 32,6 млрд. Практически половина бюджета Усть-Каменогорска – это финансовая помощь из области! Неужели промышленность города не в состоянии обеспечить бюджетные расходы?! Объём промышленного производства за 9 месяцев этого года в областном центре составил 1 трлн. 879 млрд. тенге. По состоянию на 1 октября в местный бюджет поступило 121,9 млрд. тенге, из них в городской -  60,4 млрд. 

 Итак, собираемые в Усть-Каменогорске налоги и прочие платежи значительно превышают предусмотренные затраты. Экономика города может обеспечить и гораздо большие расходы, без всяких трансфертов из области. Но в реальности мы видим уродливую схему. Сначала промышленно развитая область получает финансовую поддержку из Центра, а затем часть этой поддержки перечисляет в город, где промышленные гиганты платят десятки и сотни миллиардов налогов.

 Почему так? Всё дело в системе распределения налогов. Самые крупные налоги напрямую уходят в республиканский бюджет. Это корпоративный подоходный налог (КПН), или, как его ещё называют, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), а также налог на добычу полезных ископаемых. Вот цифры поступления налогов в ВКО за январь-сентябрь этого года. Корпоративный подоходный налог субъектов крупного предпринимательства – за 9 месяцев т.г. 75,4 млрд. тенге, все поступило в республиканский бюджет. В городской бюджет Усть-Каменогорска за год должно поступить 15,5 млрд. КПН от малого и среднего бизнеса. В бюджет ВКО за год планируется поступление 1,7 млрд. тенге КПН. Как говорится, чувствуете разницу? Ещё примеры. НДС за услуги и товары, произведённые в РК – 81,2 млрд. полностью в республиканский бюджет. НДС на товары, импортируемые на территорию РК (кроме импорта из РФ и Беларуси) – 45,4 млрд. тенге, всё в республику. НДС на товары, импортируемые из государств Евразийского экономического союза – 47,8 млрд. тенге в республиканский бюджет. Налог на добычу полезных ископаемых, за исключением нефтяного сектора – 74 млрд. тенге полностью в республику, хотя добыча ведётся на территории ВКО.  В целом поступления налогов и сборов по ВКО за 9 месяцев – 347,4 млрд. тенге. Из них в республиканский бюджет перечислено 169,5 млрд., в местные бюджеты (областной, городские, районные) – 177,9 млрд., и подавляющая часть (121,9 млрд.)  собрано в Усть-Каменогорске.  (Данные департамента государственных доходов по ВКО).

 Вот такая простая арифметика. Эта бюджетная система сложилась практически сразу после обретения независимости и перехода к рыночной экономике. Хотя ничего рыночного в  формировании бюджетов нет и в помине. В период развала СССР объектом критики  советской экономики стала т.н. административно-командная система. Вместо неё возникла суперцентрализованная система государственных  финансов. Лет 10 назад вроде бы провели некоторую децентрализацию управления, отдав некоторые полномочия регионам. Но о какой децентрализации может идти речь, когда главный рычаг власти – финансы – полностью остался в распоряжении Центра.

 И систему эту никто менять не собирается. В республиканском бюджете на 2026-2028 годы заложены огромные средства на субвенции регионам: в следующем году – 5,1 трлн. тенге, в 2027 г. – 6,4 трлн., в 2028 г. – 6,8 трлн. Что интересно – в официальном сообщении о принятии бюджета говорится, что финансовая поддержка областей осуществляется «в целях повышения самостоятельности акиматов». Какая же это самостоятельность, если выделение средств полностью  зависит от Центра?

 Уже давно назрел и перезрел вопрос финансовой децентрализации. Эту проблему поднимали депутаты городского маслихата II созыва (1999-2003 гг.), в числе которых был и автор этих строк. Мы даже приглашали для обсуждения своих коллег из областного представительного органа, избранных от Усть-Каменогорска. К сожалению, ни в области, ни, тем более, в Центре, поддержки мы не нашли. Даже если бы в регионах оставалось 50% корпоративного подоходного налога крупного бизнеса и налог на добычу полезных ископаемых, область дополнительно получила бы за 9 месяцев этого года почти 107  млрд. тенге. На эти средства можно, к примеру, построить мост через Иртыш в Усть-Каменогорске. Или направить их на улучшение здравоохранения областного центра и районов.

 Конечно, финансовую децентрализацию желательно проводить параллельно с политическими реформами. В частности, изменением выборного законодательства, чтобы выборы были действительно конкурентными, открытыми и честными, и усилением полномочий представительной власти. Рост финансовой базы области, города, района должен сопровождаться жёстким  контролем за расходованием средств со стороны депутатов и  гражданского общества. Иначе деньги уйдут на «освоение», а не на улучшение жизни народа.  

 Но центральная власть в обозримом ближайшем и отдалённом будущем явно не собирается упускать главный рычаг влияния – финансы. В столичных кабинетах боятся роста влияния региональной власти. Наверное, там чудятся и призраки сепаратизма. Высшим чиновникам нужно, чтобы по каждому поводу из областей  ехали с прошением в Астану. Поэтому, к сожалению,  нам ещё долго дышать газом, не получая за это взамен ничего.  Кроме утешения -  зато город и область не депрессивные, жизнь идёт, не замерла.  

 

               Денис Данилевский, депутат УК гормаслихата II созыва (1999-2003 гг.)



Похожие новости


Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на socialism.kz и указать автора материала!
© 2022 socialism.kz

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун