Есть такой шикарный фильм « Амангельды» 1938 года про Амангельды Иманова. В этом фильме есть момент, который пробирает до души. Когда связанного Амангельды везут в обозе с другим связанным русским революционером, революционер обращается к Амангельды «Нас не сегодня с тобой связали и не веревками. А жизнью тяжелой, подневольной. Ни одному казахскому народу тяжело живется, русскому рабочему ,мужику тоже нелегче. У нас с тобой не только жизнь тяжелая, подневольная, а враг один, тоже общий».
Вот она сила киноискусства. В этом фильме алашординцы показаны гораздо гуманнее и человечнее, чем они были на самом деле. В фильме не показаны издевательства и избиения, которым подвергся Амангельды Иманов и его люди со стороны алашординцев перед расстрелом. Советское кино берегло зрителя.
Как говорил Ленин «Из всех отраслей вашего художественного дела самая важная кинематография: ею нужно заниматься в первую очередь». Развитию киноискусства уделялось отдельное внимание в советском Казахстане. Первый документальный фильм о Казахстане снят в 1925 году. В 1929 году в Алма-Ате открыли отделение Всероссийского акционерного общества «Восток-кино». С 1936 по 1938 годы с помощью русских специалистов из киностудии «Ленфильм» был снят первый художественный звуковой казахский фильм «Амангельды».
В 1926 году появился первый национальный казахский театр в Кызыл-Орде. Пик развития театрального искусства в КазССР приходится на вторую половину 1930-х годов. Это как в раз в тот самый период, когда начались репрессии. Если к 1935 году было всего 21 театра, то к 1940 году было уже 40, больше половины которых казахские театры. В 1932 году открывается первый в КазАССР музыкальный техникум в Алма-Ате, в 1933 году открывают музыкальную студию, в том же году музыкальную школу для одаренных казахских детей. Пиком признания казахской культуры стала декада казахского искусства и литературы в мае 1936 года в Москве, когда были представлены оперы «Кыз-Жибек» и «Жалбыр».
Становление современной казахской театральной, музыкальной и кино культуры происходило в период 1920-1940-е годы . Это идет в разрез с навязываемым тезизом о геноциде казахского народа. Какой смысл убивать народ, но при это тратить 1/3 годового республиканского бюджета на развитие культуры? Так в 1925 году 5-й сьезд Советов КазАССР обязал тратить 35% республиканского бюджета на культурные и образовательные нужды. Таким образом, советская власть заложила базу для мощного развития казахской культуры. Казахская культура развивалась благодаря тесному сотрудничеству с коллегами из советской России. Этот факт трудно отрицать. К примеру, одаренных казахских художников отправляли учиться в Ленинград и Москву. Так мир узнал про Кастеева. А будущий автор «Путь Абая» Мухтар Ауэзов обучался в Ленинграде на филологическом факультете.
Сейчас культурное сотрудничество между Казахстаном и Россией продолжается. В прошлом году министр культуры РФ и министр культуры и информации Казахстана утвердили программу по сотрудничеству в сфере культуры на 2024-2026 гг. Речь о взаимодействии двух государств в музейной и библиотечной деятельности, кинематографии и образовании. С 27 по 29 мая в Астане прошел "Фестиваль российского кино Казахстан 2025", организованный РОСКИНО при поддержке Минкультуры России. Казахстанские фильмы показываются в российском прокате.
Конечно на фоне этого роль Аиды Балаевой, которая, с одной стороны ,запускает серию фильмов про алашординцев, исторически неверных, но верных с точки зрения современной идеологии, а с другой стороны,она открывает аллею вечной дружбы Казахстана и России в Астане, вызывает много вопросов по поводу искренности. Когда она говорила накануне Дня Победы про вклад советского война, почему-то не особо верилось в искренность. Мы то знаем, как потом пытались сорвать празднование Дня Победы акиматовские структуры, как полиция запрещала красные флаги. Сейчас новый фильм про Амангельды Иманова при ней точно не снимут. Она не разрешит и денег не даст. Сейчас герои это Алаш.
Амангельды Есенов