Британское влияние на добывающую промышленность Средней Азии усиливается, что подтверждается недавними визитами Хелен Кларк, главы Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО), в Казахстан и Киргизию. Встречи с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым и заместителем председателя кабинета министров Киргизии Бакытом Торобаевым указывают на серьезность намерений организации, заслуживающих пристального внимания.
Рассмотрим подробнее историю, цели и участников ИПДО, а также потенциальные последствия её деятельности для региона.
ИПДО имеет тесные связи с Великобританией. Одним из её основателей является бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, что само по себе говорит о политическом подтексте деятельности организации. Выбор Блэра, политика с опытом управления государством, указывает на стремление придать ИПДО вес и авторитет на международной арене. Это не просто благотворительная организация – это инструмент, позволяющий Великобритании (косвенно или напрямую) влиять на стратегические ресурсы стран-участниц.
Среди среднеазиатских членов ИПДО — Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Присоединение Казахстана и Киргизии к ИПДО еще в 2007 году свидетельствует о раннем интересе Великобритании к региону. Однако, следует отметить, что большинство членов ИПДО — страны Африки, значительная часть которых зависит от экспорта сырьевых товаров. Это расширяет сферу влияния ИПДО и позволяет Британии устанавливать определённые стандарты на мировом уровне в сфере добывающей промышленности.
На первый взгляд, цель ИПДO – повышение эффективности поступлений от добычи полезных ископаемых в государственные бюджеты – кажется благородной. Однако, достижение этой цели подразумевает полный контроль над добывающей отраслью, включая установление собственных стандартов учета и прозрачности. Это позволяет ИПДО и ее спонсорам следить за финансовыми потоками, влиять на принятие решений в сфере лицензирования, и даже оказывать давление на национальные правительства.
Хелен Кларк, нынешний глава ИПДО, является бывшим премьер-министром Новой Зеландии от Лейбористской партии. Ее назначение не случайно. Выбор опытного политика из другой страны Содружества нации подчеркивает независимость ИПДО (по крайней мере, на первый взгляд), но в то же время гарантирует лояльность к интересам Великобритании. Её знакомство с международной политикой и экономикой делает её эффективным руководителем организации с широкими целями и амбициями.
Однако, следует учитывать и риски. Контроль над добывающей промышленностью – это не только вопрос прозрачности и эффективности. Это также вопрос национального суверенитета. Возможно, усиление влияния ИПДО приведёт к ограничению суверенитета стран Средней Азии в управлении своими природными ресурсами. Более того, неясно, как ИПДО будет регулировать конфликты интересов между разными акторами в добывающей промышленности – между национальными компаниями, международными корпорациями и местными общинами.
В свете геополитической ситуации, влияние ИПДО на Среднюю Азию может привести к непредсказуемым последствиям. Необходимо тщательно анализировать деятельность организации и оценивать потенциальные риски для экономки и политической стабильности региона. Вполне возможно, что за декларируемой целью прозрачности скрываются более широкие геополитические цели, связанные с контролем над энергоресурсами и усилением влияния Великобритании в стратегически важном регионе.