Актау вновь столкнулся с острой проблемой дефицита сжиженного нефтяного газа (СНГ), парализующей работу многих автомобильных газозаправочных станций (АГЗС). Сообщения местных жителей и журналистов портала Ladakz рисуют картину хаоса: длиннющие очереди на тех заправках, где газ еще остался, и полное отсутствие топлива на других. Водители жалуются на резкое ухудшение ситуации, начавшееся в течение текущей недели. Эта проблема далеко не нова для Казахстана. Еще 16 октября СМИ зафиксировали дефицит бензина в Западно-Казахстанской области (ЗКО), а 4 октября – дефицит СНГ в Атырау. Уральск также не избежал этой участи, столкнувшись с нехваткой автогаза.
Ситуация осложняется противоречивыми заявлениями официальных властей. 17 октября «КазМунайГаз» заявлял о наличии приблизительно двухнедельного запаса бензина на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ), с учетом резервов на нефтебазах ЗКО и топлива в пути. В тот же день Министерство энергетики РК уверяло в стабильности поставок горюче-смазочных материалов (ГСМ) в ЗКО.
Однако уже 25 октября министерство признало наличие нового дефицита автомобильного газа на западе страны, противореча своим же предыдущим заявлениям. Более того, заявление министерства энергетики о том, что "никто в мире не использует газ в качестве топлива" (в контексте летнего дефицита 2024 года), продемонстрировало либо глубокое непонимание ситуации, либо попытку скрыть масштабы проблемы. На самом деле, сжиженный нефтяной газ – широко распространенное автомобильное топливо во многих странах мира, включая Россию, страны Европы и Азии. Его популярность обусловлена относительно низкой стоимостью по сравнению с бензином и дизельным топливом, а также меньшим вредным воздействием на окружающую среду (по сравнению с бензином).
6 октября Министерство энергетики уже признавало дефицит сжиженного газа в различных регионах Казахстана. В качестве возможного решения проблемы обсуждался вопрос поставок природного газа из России, хотя детали этого плана пока остаются неясными. Отсутствие прозрачности в информации, взаимоисключающие заявления различных ведомств, а также неспособность властей своевременно реагировать на проблемы с поставками топлива вызывают серьезную обеспокоенность.
Возникают вопросы о неэффективности государственного регулирования топливно-энергетического сектора и о возможной коррупции, которая может быть одной из причин дефицита. Необходимо провести тщательное расследование причин сложившейся ситуации, включая анализ объемов добычи и переработки СНГ, пропускной способности транспортных магистралей, а также эффективности работы государственных регулирующих органов.
По нашему мнению, которое мы всё время транслируем, одной из причин случившегося – это дерегулирование цен на ГСМ со стороны самого государства в рамках осуществления правительственного курса на проведение радикальной либерализации экономики и тотальной приватизации, в том числе и энергетического сектора. Вместо строительства новых нефте и газоперерабатывающих заводов и увеличения производственных мощностей по переработке сырья для насыщения рынка, наоборот создаётся искусственный дефицит, в том числе с участием монополистов и многочисленных посредников, которые создают почву для приватизации всех заводов и инфраструктуры.
Кроме того, следует отметить, что дефицит топлива неизбежно ведет к росту цен, создавая дополнительные трудности для населения и бизнеса. В условиях экономической нестабильности подобные ситуации могут оказать серьезное негативное влияние на социальную обстановку и экономическое развитие регионов. Но похоже правительство это устраивает, так как в приоритете интересы новых олигархических групп, которые ведут борьбу за приобретение государственных активов в сфере производства ГСМ и СНГ. Таким образом для потребителей вскоре топливо будет либо недоступным из-за его отсутствия, либо «золотым», что будет обогащать приближённых к трону новых «предпринимателей».