В Казахстане наблюдается острый дефицит сжиженного нефтяного газа (СПГ), достигающий 25% от ежемесячной потребности, как сообщает Министерство энергетики. Это означает, что при ежемесячном потреблении порядка 164 тысяч тонн СПГ, государство выделяет лишь 130-140 тысяч тонн. Данный разрыв, составляющий порядка 30-34 тысяч тонн, приводит к ощутимому дефициту на рынке, формируя очереди на автозаправочных станциях и создавая определенные неудобства для населения.
Ситуация усугубляется стремительным ростом потребления СПГ. За последний год объемы потребления выросли на 14%, с 1,8 млн тонн в 2022 году до 2,2 млн тонн в 2023 году. Этот значительный скачок связан прежде всего с массовым переходом автовладельцев на газомоторное топливо, обусловленным, в первую очередь, экономическими соображениями: цена газа значительно ниже, чем бензина или дизельного топлива.
Однако, именно эта экономическая привлекательность для потребителей приводит к серьезным проблемам для производителей. Цена на СПГ, варьирующаяся от $122,9 до $143,4 за тонну, существенно ниже себестоимости его производства. Более того, установленная государством предельная оптовая цена для заводов-производителей составляет всего $92,1 за тонну. Это создает крайне невыгодные условия для работы предприятий, приводя к значительным убыткам и снижению стимулов к увеличению объемов производства. В результате, заводы работают не на полную мощность, что еще больше усугубляет дефицит.
Необходимо отметить, что проблема дефицита СПГ в Казахстане носит комплексный характер. Помимо низкой предельной цены, стоит учитывать и другие факторы. К примеру, несовершенство логистических цепочек, недостаток инвестиций в модернизацию и расширение мощностей заводов, а также отсутствие эффективной системы государственного регулирования рынка СПГ. Многие заводы эксплуатируют устаревшее оборудование, что снижает их производительность и эффективность. Кроме того, проблема неравномерного распределения СПГ по регионам также вносит свой вклад в дефицит в отдельных районах страны.
Для решения данной проблемы требуются комплексные меры, а именно государственный план включающий в себя государственные инвестиции в модернизацию и строительство новых газоперерабатывающих заводов, совершенствование логистических цепочек, а также разработку и внедрение эффективных механизмов государственного регулирования.
Немаловажным является ликвидация компаний прокладок, которые пытаются монополизировать поставки на газозаправочные станции и переделить рынок, получив под себя еще и государственные субсидии. Такая же ситуация, кстати, сложилась и в сфере энергетики, где посреднические паразитические структуры забирают львиную долю поступлений, субсидий и влияют на рост тарифов.
То есть нужно не приватизировать оставшиеся газоперерабатывающие заводы и структуры, связанные с производством СПГ, а также отправлять в свободное плавание цены, на что и строятся планы разгосударствления, а, наоборот, необходима централизация и полная национализация отрасли с целью наращивания выпуска и поставок топлива.
Игнорирование этих проблем может привести к дальнейшему усугублению дефицита СПГ и негативно сказаться на экономике Казахстана, ограничив доступ к относительно недорогому топливу для населения и бизнеса. В конце концов, эта ситуация может привести к политическим последствиям и стать спусковым крючком к социальным протестам, которые уже имели место, когда коммерческие структуры Тимура Кулибаева пролоббировали резкий рост стоимости СПГ.
Как говорится, Кантар может вполне может повториться…