Реабилитация басмачей и нацистских пособников - инструмент идеологического подавления трудящихся
Представляем вниманию читателей доклад сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Айнура...
Реабилитация басмачей и их главарей – правде истории вопреки
В этом году в Республике Узбекистан стала необычайно модной тема «реабилитации репрессированных» советских времен. В июле в Ташкенте объявили о создании государственной «комиссии по увековечиванию памяти соотечественников, ставших жертвами политический репрессий». А с октября 2024 года в республике начнут проводить ежегодную «неделю памяти жертв репрессий».
Причем «новости реабилитации» касаются не оклеветанных граждан, а лидеров банд басмачей и оппозиционного движения джадидов, которых Верховный суд Узбекистана массово реабилитировал в 2021 году.
Среди реабилитированных оказались террорист Ибрагимбек Чакабаев, который руководил налётами вооруженных банд на территорию СССР в 1920-е и Насырхан Тюряев, джадид и лидер бандгрупп в Намангане на 1922-й. В риторике некоторых официальных лиц уже происходит возвеличивание антисоветских деятелей, которые, якобы, стремились «освободить страну и народ».
Тема репрессий уже превратилась в республике в повод для антиисторической истерии. Партия «Национальное возрождение» уже потребовала полного запрета советской символики в Узбекистане, а местные власти в Самарканде поспешили арестовать пенсионера, агитировавшего за восстановление СССР.
Очевидно, что реабилитация превращается из желания исправить отдельные судебные ошибки и перевернуть темную страницу в политическую кампанию против и СССР, а также против современной России. Причем политика – обращается в прошлое, которые пытаются переписать в угоду политических задач.
Реабилитация для террористов
Если брать правовую составляющую, то сейчас в Узбекистане готовятся «увековечивать» память жестоких убийц и террористов. Отряды басмачей были весьма примитивным аналогом запрещённого в России ИГИЛ* и иных новоявленных террористических организаций.
Их программу описывал в одной из своих писем к землякам курбаши (полевой командир) Тангри Берды Дотхо: «Вы – кафиры... Попадётесь вы мне – я буду делать что захочу, а из ваших городов и кишлаков сделаю пепел. Мы, если кого и убивали и чьих жен уводили, то такие явления от вас, от свиней зависят, от вас – безрелигиозных проституток... Сожжем их кишлаки, как мы поступили в Шахризябском уезде с кишлаком Гулям, где тела жителей, во славу Аллаха, превратили в пепел».
Другой курбаши Мойдунбек (Муэтдин Усман Алиев) уничтожал население с особой жестокостью: «Дети разрубались шашкой и разбивались о колёса арб, а некоторых разрывали на части, устраивая с ними игру "в скачку", то есть один джигит брал за одну ногу ребенка, другой – за другую и начинали на лошадях скакать в стороны, отчего ребенок разрывался; женщины разрубались шашкой, у них отрезали груди, а у беременных распарывали живот, плод выбрасывали и разрубали» – описывают документы уничтожение его отрядом каравана в 1921-м.
Ибрагим Бек
О зверствах, бесчисленных изнасилованиях и жестоких казнях Мойдунбека до сих пор вспоминают в Средней Азии. Когда в 1922-м его поймали и расстреляли у подножья Сулайман-Тоо, местные жители забросали его могилу мусором, как и могилы ряда других басмачей. Теперь эти мусорные кучи пытаются разгрести некоторые «реабилитаторы».
После разгрома на территории СССР полевые командиры Ибрагим-бека продолжали налеты на советскую территорию, грабя и убивая местных жителей. Например, секретная сводка Среднеазиатского военного округа 1927 года сообщает о многочисленных рейдах его банд с территории Афганистана: «Банды производят грабежи и убийства мирных жителей... В Ляйлыке бандами отобрано у жителей 90 лошадей, в к. Дангара – 2 лошади, в к. Чинар убит 1 житель...21/I из Афганистана переправилась шайка Дурмен-Кула в 10 джигитов (по другим данным – 20), отмеченная 24/I в районе Сазык-Булак (12 в. южнее Кангурт), где забрала у жителей 3 /по другим данным – 43/ лошади и одну женщину и ушла в горы Чал-Тау...». Среди убитых милицией и военными басмачей из этих шаек местных жители опознали людей Ибрагим-бека.
Бандналеты стали реже в 1930-е году, когда Ибрагимбек Чакабаев был пойман и расстрелян властями СССР. Сейчас он реабилитирован вместе с сотней других бандитов и главарей его шаек. Хотя очевидно, что бандитов, террористов и жестоких убийств нужно судить и карать при любом государственном строе.
Тёмное прошлое
Огульная реабилитация – очередной этап искажения прошлого в духе текущих политических задач. Освещение российского и советского периода истории в школьных учебниках Узбекистана отличается тенденциозностью.
Например, в учебном пособии за 5-й класс можно прочесть заявления, что Россия «захватила» Узбекистана и «установила колониальные порядки».
Читая это, ученики младшей школы вряд ли могут понять, что в XIX веке никакого централизованного узбекского государства просто не было, и поэтому захватить его никто не мог.
Но существовал ряд узбекских ханств, которые после присоединения к России Туркестана – остались вполне независимыми вплоть до революции 1917 года.
Хорезмское ханство, а также Бухарский эмират оставались такими вплоть до 1920-го, когда местные монархии пали в водовороте гражданской войны. Эти государства в силу географического положения были тесно связаны с Москвой, но оставались не менее суверенны, чем, например, современные Япония или Южная Корея, тесно связанные с США, но имеющее собственную власть и представленные в ООН.
Государственные образования Туркестана (Средней Азии) начала XX века были также тесно связаны с Россией, и в них во многом воспроизводились те же самые политические процессы. Борьбу вели, во-первых, сторонники ханского строя, во-вторых, городские богачи, чьи интересы выражали джадиды и, наконец, сторонники большевиков, стремившихся к построению коммунизма.
На стороне Британии
Хорезм и Бухара оказались вовлечены в гражданскую войну в России, так как решили поддержать английскую интервенцию 1918-1919 года. Они боялись, что революционные преобразования в России затронут их собственные народы, и в стремлении сохранить власть опирались на иностранные штыки.
По итогам Первой мировой войны Закавказье отошло в зону контроля Великобритании, английский оккупационный корпус под командованием генерал Уильяма Томсона захватил регион, а также акваторию Каспия.
В Средней Азии высадился британский контингент под командованием генерала Уилфрида Маллесона, который, манипулируя антибольшевистскими силами, пытался также поставить регион под контроль.
Миссия, как признают британские источники, установила контакт с Бухарским правительством, предоставляла им оружие, военных специалистов и согласовывало с ними военные операции против русского Туркестана. Кроме того, Великобритания привлекала афганских и турецких (после поражения Турции в войне) военных для укомплектования бухарских частей, которые должны были наступать на Ташкент и иные советские города. В общей сложности при участии Лондона и наемников были созданы три новых полка для войны против Советской России и собственного населения.
«Алим Хан являлся одиозным мусульманским лидером, целиком поддерживавшим англичан, вернее короля империи, стоявшей на грани своего исчезновения. В этом отношении он напоминал индийских султанов середины XIX века, желавших любой ценой сохранить свою власть под сенью английского флага» – писал об Алим-хане историк Камолудин Абдуллаев.
Наконец, в Ташкент под дипломатическим прикрытием была направлена миссия майора Фредерика Бейли с задачей установить контакт с местным белым подпольем и отрядами полевого командира Катта Эргаша. Они должны были поднять мятеж в тылу и обеспечить успех вторжению британских войск из Закавказья. Только на первые расходы на поддержку боевиков Бейли было выделено 100 тысяч рупий. Именно с этого началась поддержка Великобританией бандгрупп басмачей в 1920-1930-е.
Армия англичан должна была помочь местным аристократиям избежать революции и сохранить свои привилегии. Но этот план потерпел крах, пробританские режимы пали, что привело к новому витку государственного развития региона.
«Борцы за народ»
После провала британской интервенции и монархисты, и джадиды пытались добиться союза с большевиками в борьбе друг против друга.
Один из лидеров басмачей Ибрагимбек, сторонник Алим-хана, в 1921 году писал советскому командованию в Туркестане: «Мы вас благодарим за то, что вы дрались в джадидами. Я, Ибрагимбек хвалю вас за это и жму вашу руку, как другу и товарищу... Против вас мы ничего не имеем, мы будем бить джадидов, которые свергли нашу власть» (выделено автором). В периоды конфликта с коммунистами полевые командиры Ибрагимбека так определяли свою политическую ориентацию: «Мы те, кто кто отправляет джадидов и русских на тот свет».
Борьба монархистов и джадидов была непримиримой борьбой феодально-племенных и финансовых элит за власть и богатство своих ханств. Бухарских джадидов возглавляли олигархические кланы Ходжаевых и Мансуровых, представлявшие интересы городских богачей, причем зачастую неузбекской национальности.
Значительная часть ханской элиты даже не говорила на узбекском, что показывали материалы первых бухарско-британских переговоров. Тот же курбаши Давлатмандбий, правая рука Ибрагим-бека, получил название «отаджиченного» и опиравшийся на общины Куляба.
Первый президент Бухарской народной республики Усман Ходжаев никогда не именовал себя «узбеком». В беседах называл себя представителем племени эрсары из Керки (современная Туркмения), а в конце жизни совершенно ассимилировался в эмиграции в качестве турка. Было бы наивно считать, что они боролись за некий «независимый Узбекистан»
Сами понятия «страна» и «народ» находились просто за пределами мировосприятия аристократических и джадидских элит той поры. Практически все их проекты Кокандская автономия, Бухарская республика или эмират – мышление в лучшем случае на уровне отдельных ханств, которые являлись их источником доходов, а не родной страной в современном понимании.
Сам эмир Алим-хан не мыслил об «узбекском государстве», да и не особо ценил суверенитет своего эмирата, иначе чем гарантию своей власти и привилегий.
Уже в 1927 году в переписке с британским МИД он выражал готовность подчиняться белым монархистам, если они восстановят свою власть в России. «Я преданный подданный императора России. Русские завоевали нашу страну честным образом – в открытом бою... Я сам обучался в гвардейском полку при Дворе Его Императорского Величества» – писал он в своем меморандуме, хотя ранее просил у британцев помощи в освобождении Бухары от «русских».
Курбаши Ибрагимбек тоже проявлял гибкость. После бегства с узбекской земли параллельно получал жалование у Алим-хана и афганских властей. Коме того, он знал и не возражал, что его «эмир» получает деньги от британцев.
Усман Ходжаев до 1939 года работа на польскую разведку, на средства которой издавался его эмигрантский журнал «Yeni Turkestan». Вероятно, связь с Варшавой он поддерживал через другого эмигранта Ахмеда-Заки Валиди, которые в 1920-е сотрудничал с басмачами, а позже работал на польскую разведку под кличкой «Zew».
После поражения Польши в 1939-м Валиди пошел на службу к гитлеровцам. По его собственным воспоминаниям, он в годы войны участвовал в Германии в допросах пленных уроженцев из Центральной Азии и их вербовке в коллаборационистские формирования.
В 1940-е на немецкий абвер также начали работать монархисты «Алим-хана». Их задачей была подготовка к вторжению в СССР с территории Афганистана силами басмачей, чтобы помочь гитлеровским войскам. В диверсионную организацию абвера «Унион-Фаал» вошли курбаши Мухаммед-бек (агентурная кличка «Ханза»), Кызыл-Аяк («Мерседес»), Мавлави Абдулрауф («БМВ»), Абдул Ахад («Хорьх»). Сам Алим-хан проходил у немцев под кличкой «Ауди», хотя реального участия в шпионской деятельности не принимал из-за возраста и болезней.
Очевидно, что идея «родного Узбекистана» была этим людям смешна и чужда. Идею «освободить народ и государство» во времена гражданской войны в Средней Азии 1918-1922 вынашивали только большевики, которые создали в 1924 году республику Узбекистан и стали всерьез заниматься развитием узбекского языка и общенациональной культуры.
В случае победы антибольшевитских сил, которые сейчас реабилитируют и восхваляют в официальных выступлениях – никакого Узбекистана просто не было бы в природе. В регионе осталась бы лишь пестрое одеяло мелких ханств или безликая колониальная зона под контролем Лондона и Вашингтона.
Итоги
Народ Узбекистана уже сделал свой выбор в 1920-е. От противников советского пути тогда отвернулись даже их собственные родные.
Сын Алим-хана Шахмурад отрёкся от своего бежавшего отца, пошел служить в Красную Армию и защищал свою родину в годы Великой Отечественной, стал кавалером многих наград и дослужился до генеральских погон.
Он – достойный советский гражданин и сын узбекского народа, но его подвиги пытаются перечеркнуть реабилитацией бандитов Ибрагим-бека.
В юридической сфере Узбекистан нуждается в дереабилитации басмачей и иных государственных преступников. Аналогичные меры сейчас принимает Генпрокуратура России, чтобы исправить ошибки времен «реабилитационной истерии» 1990-х.
Но это потребует времени, а «недели памяти» уже в ближайшее время будут пытаться использовать для переписывания истории различные внешние силы. Поэтому важен адекватный и жесткий ответ общества – журналистов, общественников, простых граждан.
Любые реабилитации мемориальные мероприятия, связанные с репрессиями, должны сопровождаться напоминаниями о том, что честь реально ошибочно осужденных запятнана теми, кто ставит их в один ряд с террористами, убийцами и изменниками родины.
Можно вынести множество неправосудных реабилитационных решений, однако оправданные по ним лица всё равно остаются преступниками и настоящими врагами народа Узбекистана. И это должно стать главной темой любой «недели памяти».
Никита Мендкович
Источник
Представляем вниманию читателей доклад сопредседателя Социалистического Движения Казахстана Айнура...
Данная статья Айнура Курманова об истории Рабочего движения Казахстана была опубликована в...
Недавно Жогорку Кенеш принял закон о реабилитации жертв политических и идеологических репрессий....
Приглашенный автор: Петер Голлер, родился в 1961 году. Доцент, Архивариус Инсбрукского...
В Кыргызстане во второй раз осуществляется попытка провести тотальную реабилитацию «жертв...