Евросоюз для ускоренного выкачивания ресурсов из Казахстана дает Казахстану кредит для создания логистических цепочек для поставки этих ресурсов из Казахстана в ЕС. Это проект Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который действует с 2014 года. Казахстанские СМИ трубят об инвестициях со стороны ЕС на модернизацию транспортных сетей ТМТМ.
Маршрут проходит через Каспий в обход России. И именно поэтому морские казахстанские порты становятся лакомыми кусочками для ЕС. Возможно, поэтому казахстанские порты планируют передать во внешнее управление. Тут не сложно догадаться, в чьи руки могут попасть эти стратегические объекты.
Нынешняя волна приватизации, в рамках которой выставляются на продажу 60 крупнейших предприятий, нефтегазовые нацкомпании, железные дороги, месторождения редкоземельных металлов и другие инфраструктурные объекты, совпадает с усилением роли западного капитала в Казахстане. Планируемая передача 22 аэропортов в управление европейским компаниям тоже из этой оперы.
Самое интересное, что приватизация проводится , чтобы Казахстан стал членом ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития – (the Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD). Штаб-квартира находится в Париже. ОЭСР появилась на базе Европейского экономического сотрудничества, которую создали в 1948 году в рамках плана Маршалла. Член ОЭСР должен иметь долю государства в экономике не более 15%, все остальное в частные руки, а еще член ОЭСР должен придерживаться инвестиционных и налоговых правил для транснациональных корпораций. Член ОЭСР обязан находиться под наблюдением и сдавать ежегодные экономические отчеты.
Тотальная приватизация в Казахстане выставляется как единственный ключ к процветанию. Рыночек опять все порешает. Государство же плохой менеджер. Но это только до первых мощных ударов экономического кризиса, когда банки бегут к государству за помощью, когда государство вынуждено проводить национализацию умирающих сегментов экономики ( энергетика), когда частники умывают руки и говорят: «Дальше вы сами! А у нас кризис.»
Национализацию нефтяной и угольной промышленности провели Европейские воющие страны в ПМВ. Национализацию проводили после ВМВ в Англии, Франции, Италии. Но от нас Запад требует снизить роль государства до мизерных 15%. К примеру доли казахстанских железнодорожных дорог тоже выставляются на продажу, а тем временем в Англии после несколько десятков лет экспериментов национализировали железные дороги после экономического кризиса из-за ковида.
Амангельды Есенов