Стоит ли доверять евроинвесторам?
В конце января глава минтранса Марат Карабаев на инвестфоруме ЕС-Центральная Азия в Брюсселе заявил о готовности передать «22 аэропорта Казахстана в частный сектор под управление европейских инвесторов», до кучи пообещав еще и порты Актау и Курык на берегу Каспия отдать «под длань» тех самых «друзей из ЕС».
Прозвучали и весьма привлекательные цифры. Так, в целом, ЕС готов (по крайней мере, на словах) инвестировать 10 млрд долларов в тот же Транскаспийский транспортный коридор, соединяющий Европу и Центральную Азию.
Как правило, дискуссии передачи госактивов в частное владение вращаются вокруг темы «кто более эффективный собственник».
И один из самых сильных аргументов сторонников «раздачи всего» зарубежным инвесторам — вместе с ними придут и серьезные деньги.
❓Но стоит посмотреть на вопрос и с другой стороны — какой подход логичнее с точки зрения безопасности.
Понятно, что европейцы — это не какие-нибудь талибы, с которыми, немного переиначив Гешу Козодоева из «Бриллиантовой руки», скорее, логичнее работать по принципу «уже лучше мы к вам», а не наоборот.
📌И тем не менее,
европейские структуры уже не раз становились партнерами организаторов «цветных революций» на пространстве СНГ.
И кто именно был теми самыми внешними игроками, что стоял за организаторами январских событий в нашей собственной стране, широкой общественности так и не рассказали.
Да и власти, судя по всему, по-прежнему рассматривают не одну версию.
Возможно стабильность в нашей стране, подобно той самой «Вороньей слободке», пытались одновременно «поджечь с разных сторон».
📌Контроль рад аэропортами, в случае любой дестабилизации — это выдача на руки таким владельцам одной из «золотых акций», позволяющих оказать решающее влияние на ход событий.
Это все равно, что вы в своем доме передадите под чей-то контроль дверь и прихожую.
Может быть, этот кто-то обещает даже эту дверь заново покрасить и в прихожей обои поклеить — но стоит помнить, что отныне без его доброй воли вы в собственный дом не попадете и оттуда не выйдете. Как вам перспектива?
В нашем экспертном сообществе и верхах традиционно принято упоминать про выгоды для Казахстана от положения на ключевых этапах маршрута между ЕС и Китаем.
Но насколько КНР понравится такая активность западных игроков в «прихожей» их страны-партнера?
Да, с ЕС у Китая отношения куда более дружелюбные, чем с США.
Но ведь в Пекине прекрасно понимают, что, когда нужно, европейцам почти всегда приходится выстраиваться в фарватере их более успешного «заатлантического» брата.
Да и про фактор НАТО, все активнее стучащегося в двери восточноазиатской политики, не стоит забывать.
Тут стоит помнить, что и маршрут между Китаем и ЕС в обход нашей страны — не такая уж невозможная вещь.
Один из них - через Кыргызстан, Узбекистан до Туркменистана — обсуждался, кстати, и в российских СМИ.
Возможно, чем более активны будут на нашей территории европейцы с точки зрения получения контроля на ключевыми логистическими узлами, тем больше Пекин и Москва будут напоминать о тех самых «альтернативных маршрутах» вокруг Казахстана.
В конце концов, Россия и КНР явно подают сигналы, что готовы развивать контакты в рамках китайского проекта «Пояса и пути».
Вот недавно Владимир Путин упомянул его в своем послании российскому парламенту.
Понятно, что инвестиции — это хорошо, а европейские деньги ничем не хуже, например, китайских, российских или катарских.
Но одно дело, если вы, как говорили когда-герои «Простоквашино», «продаете что-нибудь ненужное».
И совсем другое — когда «сносите в ломбард», фактически, ключи и дарственную на прихожую от своего же дома.
Тут уж точно задумаешься, стоит ли подобно библейскому персонажу продавать право первородства за чечевичную похлебку?
Злобная татешка