В этом году в Казахстане отметят 82 годовщину смерти Мустафы Шокая — идейного создателя Туркестанского легиона вермахта и мусульманских формирований СС. В его честь дают название улицам и школам, а также ставят памятники в нашей стране. Невзирая на его участие в создании Туркестанского легиона, боевого формирования вермахта, запятнавшего себя кровью советских солдат, партизан и мирного населения оккупированных стран в годы Великой Отечественной войны, образ Шокая уже долгое время является одним из элементов государственной программы патриотического воспитания подрастающего поколения.
В учебниках истории его жизненный путь героизируют и выставляют его личность чуть ли «некоронованным королем» Туркестана. Рассказы о его якобы патриотизме присутствуют во всех без исключения учебниках по истории Казахстана, а его так называемые «учения» цитируют политики и ученые нашей страны. Однако никто не обращает внимания на нравственность методов Мустафы Шокая.
Будучи уже в Польше, Шокай работает в политическом блоке «Прометей» и становится агентом польских спецслужб под агентурным номером 81. Помимо агентурного номера, Шокай получает статус сексота и жалованье в размере 600 золотых и возглавляет национальную организацию Türkistan Milli Birliği. Также он начинает выпускать собственный журнал под названием «Яш Туркестан», основная тематика которого основана на взаимоотношениях СССР и Германии, а ключевым тезисом является вера в то, что «война с Германией рассматривалась Сталиным в качестве трамплина для осуществления мировой революции».
В августе 1941, после начала войны с СССР, он готовит аналитическую записку о необходимости обучения кадров будущего Туркестана и создания подразделений из военнопленных. Он предлагает подготовить кадры для будущего Туркестанского государства в учебных заведениях Германии и использовать подразделения из военнопленных только при подходе к границам Туркестана. Берлин в свою очередь дает обещание, что в случае победы Германии над Советским Союзом будет создано Туркестанское государство – Большого Туркестана под протекторатом Третьего рейха.
После смерти в берлинской больнице от тифа, гитлеровцы увековечивают Шокая в качестве главного идеолога Туркестанских военных формирований. Они посвятят ему один из первых выпусков издававшегося для туркестанских легионеров журнала «Милли Туркестан». Уже весной 1942 года они забросят отдельные части Туркестанского легиона на астраханское направление, надеясь прорваться в Казахстан, где местное население, по их мнению, встретило бы их как земляков и присоединилось к ним в борьбе против коммунистов.
К сведению казахских националистов, Мустафа Шокай (Чокай) был противником казахской национальной государственности как таковой и выступал за создание единого Туркестана как федерации в содружестве с Турцией. Поэтому представление его в качестве борца за национальную независимость является намеренной фальсификацией, как и попытка выдать за репрессированного, как это сделала экс-аким Кызылординской области госпожа Гульшара Абдыкаликова. Создание из этой фигуры идеолога Туркестанского легиона вермахта кумира уже новой национальной государственности более чем сомнительно и вызывает множество вопросов у общественности, которая не желает пересматривать исторические итоги Второй мировой войны.
Болат Нургалиев