СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА

logo

ҚАЗАҚСТАН СОЦИАЛИСТIК ПАРТИЯСЫ

Инициативная группа по созданию Оргкомитета Социалистической партии Казахстана
Қазақстан Социалистік партиясының ұйымдастыру комитетін құру жөніндегі бастамашыл топ

СПК/КСП » Статьи » 8 МАРТА И ЖЕНЩИНЫ В МИРОВОМ РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ

Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

8 МАРТА И ЖЕНЩИНЫ В МИРОВОМ РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ


8 марта исполняется 113 лет с момента принятия на конгрессе женщин социалисток в Копенгагене решения о праздновании дня солидарности женщин тружениц. Этот праздник был во многом выхолощен в период «развитого социализма» и принял в последнее время в странах СНГ значение «дня женщин», как 23 февраля стал неким «днем мужчин». Таким образом, вся изначальная революционная сущность этих праздников исчезла и наша задача возродить традиции борьбы женщин трудящихся за свое освобождение и социально справедливое общество.

В 1910 году году в Копенгагене состоялась вторая Международная конференция трудящихся женщин. На ней Клара Цеткин, немецкая социалистическая деятельница и активистка борьбы за права женщин, предложила ежегодно праздновать Международный женский день. На конференции присутствовали более 100 женщин из 17 стран: представительницы профсоюзов, социалистических партий и объединений работающих женщин. Идея Цеткин получила единодушную поддержку.

Французская революция и начало феминистского движения

Борьба женщин за свое политическое и социальное освобождение имеет давнюю и славную историческую традицию. Началом может служить Великая Французская революция, когда голодные женщины из рабочих предместий Парижа в октябре 1789 года объединились под лозунгом хлеба и свободы и организовали знаменитый вооруженный поход на Версаль. Взяв арсенал и вооружившись пушками, ружьями, пиками и саблями стотысячное женское воинство при поддержке рабочих мужчин и революционеров взяли Версаль и осадили дворец ЛюдовикаXVI. Восставшие женщины тащили на себе тяжелые пушки, мушкеты и были полны решимости победить и низвергнуть монархию. Именно активное выступление женщин работниц предместий Парижа стало важной вехой в деле торжества и победы революции.

Идеологические предшественники Великой французской революции видели в угнетённом положении женщины нарушение «естественных прав человека». Горячий сторонник женского равноправия А. Кондорсе, один из выразителей идеологии французской буржуазии периода Великой французской революции, выступавшей в то время под лозунгами «свободы, равенства, братства», рассматривал рабское положение женщин как следствие глубоко укоренившихся предрассудков во взглядах на женщину и, игнорируя, как и др. буржуазные авторы, классово-экономические корни женского вопроса, видел путь к эмансипации женщины в юридическом равноправии и в воспитании.


Социалистический и марксистский феминизм

Распространение капитализма в конце XVIII века привело к стремительной индустриализации и урбанизации, на рынок труда были привлечены женские массы, что изменило структуру семьи и стандартные экономические роли ее членов. Причем женский наемный труд сопровождался кризисом семьи, прежде всего, в самых низших слоях городского общества. В этот момент особое влияние на формирование феминистского мировоззрение стали оказывать теории утопического социализма Шарля Фурье, Сен-Симона и других, которые вышли за пределы суждения о «природном назначении» женщины, нисколько, в прочем, не оспаривая его.

Их феминистские идеи, как указывает политолог С. Айвазова, пришлись как бы на стык двух этапов женского движения: первого, начального, когда на волне освободительных идей Великой Французской революции женщина заявила о себе: «я существую», и второго, наступившего вместе с промышленной революцией ХIХ в., когда женщина с полным основанием утверждала: «я работаю – значит, я существую». Это утверждение стало опорой для социалистического феминизма, который развивался, осваивая новые идеологические и политические формы.


Маркс, Энгельс и Ленин рассматривали угнетённые массы трудящихся женщин как величайший резерв пролетарской революции. «Пролетариат, — писал В. И. Ленин, характеризуя диалектическую связь между пролетарской революцией и решением женского вопроса, — не может добиться полной свободы, не завоевывая полной свободы для женщин» (т. 40, с. 158). Исключительно важную роль в пропаганде и развитии марксистских взглядов по женскому вопросу сыграла книга Августа Бебеля «Женщина и социализм» (1879).

Существенный вклад в марксистскую постановку женского вопроса внесли труды и деятельность Клары Цеткин, которая поистине может считаться родительницей международного дня работниц 8 марта. Уже в 1914 году, после четырех лет со дня конгресса социалисток в Копенгагене, женщины рабочие отпраздновали не сговариваясь этот день забастовками, митингами, шествиями и демонстрациями. Всеобщую забастовку весны 1914 года в Петербурге описывает видный большевик Шляпников, где активное участие принимают женщины.

9 марта 1913 в России впервые отмечался «День работниц» — международный женский день. По инициативе В. И. Ленина в 1914 был создан журнал «Работница», в редакцию которого вошли Н. К. Крупская, И. Ф. Арманд, А. И. Елизарова-Ульянова и др.

Безусловно, огромная роль в создании русского женского пролетарского движения и разработке морали нового, коммунистического общества принадлежит А. М. Коллонтай (1872 – 1952). Одной из первых работ Коллонтай стала книга «Общество и материнство» (1916), в которой она разрабатывает концепцию государственного обеспечения материнства и детства: страхование, оплачиваемый до- и послеродовый период нетрудоспособности, система общественного воспитания детей (ясли и детские сады). По мнению Коллонтай только лишь признание материнства социально значимой функцией позволит освободить женщину от двойной нагрузки – как работницы и как матери. Обращаясь к теме женской эмансипации, она издала несколько художественных произведений (повестей и рассказов), которые по сей день вызывают оживленные дискуссии – «Женщина на переломе» (1923), «Любовь пчел трудовых» (1923), «Большая любовь» (1927).


Женщины в дни Февральской и Октябрьской революции в России

23 февраля (8 марта) 1917 женщины-работницы вышли на улицы Петрограда с протестом против голода и войны. Надо отметить, что выступление женщин прошло после призыва журнала «Работница» организовать антивоенную демонстрацию и почтить память жертв «кровавого воскресенья», которая затем переросла во всеобщую забастовку и привела к столкновениям с силами гарнизона. Но солдаты и казаки, не желая стрелять и избивать женщин, перешли на сторону протестующих, что означало восстание. По мнению Льва Троцкого, в те дни женщины играли ключевую роль в отношениях между рабочими и солдатами, противостоящими друг другу на бушующих улицах. «Они шли на кордоны солдат смелее, чем мужчины, — писал он, — хватались за винтовки, просили, почти приказывали: «Бросайте ружья и присоединяйтесь к нам». Это выступление явилось началом Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года. В августе 1917 при Московском областном бюро РСДРП (б) была создана комиссия по работе среди трудящихся женщин. В состав Петроградского Совета рабочих депутатов избираются в сентябре значительное число женщин работниц из Выборгского и Нарвского районов.

Более непосредственную роль женщины играли во время Московского восстания 1917 года, когда шли уже настоящие уличные бои. На административном уровне ряд работниц и интеллигенток занимали важные позиции в Совете, партийной организации, Военно-революционном комитете и в так называемом Боевом партийном центре. Среди них были старые подпольщицы Землячка и Яковлева, а также будущие лидеры Женотдела Смидович и Варенцова.

Когда начались столкновения, работницы трамвайного депо подготовили медицинские, разведывательные, «бронированные» трамваи и, используя преимущества своей профессии, производили разведку вражеских позиций вблизи Кремля. Большинство принявших участие в восстании женщин вошли в состав медицинских пунктов, пунктов по раздаче пищи, оказанию технической поддержки и связи. Во время работы в одном из таких пунктов была убита первая мученица Революции, студентка-большевичка Люсик Люсинова.



Большевизм и раскрепощение женщин

Победа Великой Октябрьской социалистической революции дала возможность полностью разрешить женский вопрос в России. Женское движение стало рабоче-крестьянским с задачами всемерного содействия социалистическому строительству, защиты социалистического Отечества, вовлечения всех женщин в активную политическую и общественную деятельность. В ноябре 1918 в Москве по инициативе И. Ф. Арманд, А. М. Коллонтай и К. Н. Самойловой был созван 1-й Всероссийский съезд работниц и крестьянок, на котором выступил В. И. Ленин. Съезд определил место женщин в борьбе за социализм и заложил организационные основы женского движения в советских условиях. В составе центральных и местных партийных органов были созданы знаменитые женотделы.

Советская Россия дала первой в Европе женщинам абсолютно равные права с мужчинами, закрепив это положением в Конституции РСФСР 1918 года.К примеру, под влиянием Октябрьской революции, только в 1919 году право голосовать добились женщины Австрии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Люксембурга, Чехословакии, в 1920 году — США, в 1922 году — Ирландии, в 1928 году — Великобритании, в 1931 году — Испании и Португалии. Однако большевики не остановились лишь на формальном этапе уравнения в правах.


Первые законодательные акты в защиту материнства и детства, гражданская регистрация брака и облегчение разводов, активное участие сотен тысяч женщин в общественно-политической жизни и работе советских органов, РКП(б), Комсомола, РККА, «Освиахима» и других массовых организаций, действительно создали условия для реальной социальной эмансипации женщин, особенно молодых, которые приняли принципы и завоевания революции. Акции по раскрепощение женщин Востока в 20-х годах в Средней Азии и Азербайджане, в которой приняли активное участие Клара Цеткин, Инесса Арманд и Коллонтай также имели огромное политическое пропагандистское значение и влияние не только в СССР, но и в Европе.

Достижения СССР в деле защиты прав женщин, матерей и детства неоспоримы. Вместе с новым государством женщины, пробужденные революцией, прошли через все испытания Великой Отечественной войны, отстояли наравне с мужчинами независимость своей страны, стали образчиком тех величайших перемен, произошедших в некогда закрытом полуфеодальном обществе. Тем более эти достижения значительнее на фоне нынешних рыночных экспериментов, полного сворачивания социальных гарантий и завоеваний Октября, от которых серьезно пострадали в первую очередь женщины, вновь 8 марта обретает свой первоначальный классовый и революционный смысл.

В мировой капиталистической системе именно женщины находятся в самом угнетенном положении, так как получают меньше мужчин за равный труд в разных отраслях, подвергаются половой дискриминации и сексуальной эксплуатации, кроме этого на них ложится груз домашней работы и бытового обслуживания мужей и воспитания детей. Как и в 1921 году по словам Ленина и сегодня многие женщины являются ”домашними рабынями», когда в республиках Средней Азии представительниц слабого пола вновь загоняют в положение бессловесной скотины. И как в начале ХХ века мы говорим, что только будущее коммунистическое общество способно полностью освободить человека, в том числе и женщину, от социального угнетения.


Айнур Курманов



Похожие новости


Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на socialism.kz и указать автора материала!
© 2022 socialism.kz

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун