По сообщениям, поступившим в агентство Reuters, добыча нефти на Тенгизском месторождении, вероятно, будет приостановлена еще на одну-две недели, после того как в воскресенье уже была остановлена. Инсайдеры из отрасли предупреждают, что это может привести к уменьшению объемов экспорта, поставляемых через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).
Ранее, в понедельник нефтедобывающая компания ТШО сообщила о вынужденной остановке добычи на Тенгизском и Королевском месторождениях из-за перебоев в электроснабжении. Причиной послужил пожар на двух трансформаторах турбин электростанции ГТЭС-4, которая обслуживает данные объекты, произошедший вечером 18 января.
По данным трех источников, компания ТШО уже отменила запланированные на январь и февраль пять экспортных партий нефти CPC Blend общим объемом от 600 до 700 тысяч тонн, которые должны были быть отгружены через терминал КТК, расположенный на Черном море.
Крупнейший акционер ТШО, компания Chevron, подтвердила временную приостановку добычи на Тенгизе и Королевском в качестве меры предосторожности. Представитель компании воздержался от разглашения операционных и финансовых подробностей, сославшись на конфиденциальность.
Согласно информации источника, знакомого с ситуацией, текущее снижение добычи на Тенгизе не оказало существенного влияния на общие объемы добычи в Казахстане, поскольку другие месторождения компенсируют недостаток ресурсов. Источник отметил, что в первые 12 дней января добыча нефти в стране упала на 35% по сравнению со среднесуточными показателями декабря из-за ограничений на экспорт через КТК. Однако позднее добыча на месторождениях Кашаган и Карачаганак начала быстро восстанавливаться.
"Нефтедобывающие компании NCOC и KPO частично компенсируют остановку добычи на Тенгизе, но через несколько дней пропускная способность КТК может начать снижаться", - заключил источник.
Некоторые эксперты выдвинули версию, что пожар на двух трансформаторах турбин электростанции ГТЭС-4 мог быть диверсией, что на фоне постоянных атак БПЛА ВСУ на казахстанскую энергетическую инфраструктуру не лишена смысла. Во всяком случае пропускная способность КТК действительно до сих пор не восстановилась после декабрьских ударов.
Не исключен тут и лёгкий шантаж уже со стороны американских добывающих компаний казахстанского правительства, так как контракт на использование Тенгиза вскоре заканчивается и в Астане идут споры о возможности продления и пересмотра его условий. Таким образом в этот критический момент для бюджета РК янки подают сигнал Акорде, что они вовсе могут прекратить под разными предлогами добычу, оставив государство без нефтяных поступлений.
Такой удар со стороны американских корпораций вполне вероятен, учитывая какую агрессивную деятельность осуществляет Трамп в Венесуэле, в Нигерии и Иране, стремясь поставить под свой контроль мировую энергетическую систему. В таких условиях вообще пересмотр Соглашений о разделе продукции и кабальных условий контрактов по недропользованию с западными нефтедобытчиками повисает в воздухе.
Похоже, что неравноправные договора, подписанные Назарбаевым в 90-е, будут действовать и дальше, что означает дальнейшее беззастенчивое ограбление Казахстана. Вместо этого Астану включили в трамповский «Совет мира», взяв еще 1 миллиард долларов на восстановление разбомблённой Израилем американским оружием Газы.