Рабочее движение Казахстана в период реставрации капитализма
Данная статья Айнура Курманова об истории Рабочего движения Казахстана была опубликована в...
Сопредседатель Рабочего движения Казахстана "Солидарность" Юрий Владимирович Виньков рассказал, как члены Коммунистической партии Казахстана попытались протестовать против подписания декларации об образовании Содружества независимых государств (СНГ) в Алма-Ате в декабре 1991 года после ликвидации СССР в Беловежской пуще. Автор указывает и на роль Назарбаева и Абдильдина в тех событиях по окончательной ликвидации единой державы.
Редакция
Вечером мне позвонил домой секретарь ЦК Леонид Тимофеевич Корольков и сказал, что собирают глав бывших республик для обсуждения Беловежья. Сказал, что проводиться, скорее всего, будет в Доме дружбы, где есть единственный на тот момент большой круглый стол. Ориентировочная дата - 21 декабря, суббота.
Я спросил Королькова, что будем делать? Он сказал, что обзванивает, окончательного решения пока нет, разные мнения куда выходить: в аэропорт или к Дому дружбы. Я сказал, что надо обязательно выходить и выходить к Дому дружбы. Сразу после Королькова я сел за обзвон членов Рабочего движения.
Подписание действительно проходило в Доме дружбы и культурной связи с зарубежными странами: ул. Курмангазы, 40., это самый центр города. Сбор назначили на 9 -00 на пересечении Панфилова и Калинина, в сквере возле Оперного театра. Собралось человек 40. Двинулись вверх по Фурманова (теперь Назарбаева). Вверх-вниз, туда-сюда - машины с мигалками, другого транспорта нет.
На подходе к Шевченко - начало длинной цепочки ментов. Рассосредоточились, чтобы не идти толпой, часть свернула направо, чтобы подняться по Байсеитовой, взяв большую часть атрибутики. Другая часть небольшими группам продолжила движение вверх. На перекрёстке с Курмагазы, куда нам надо свернуть, большой кордон из ментов и гаишников - не пускают. Пока препираемся, на Курмангазы сворачивают два членовоза. Менты орут на нас, грозят задержанием.
Продолжаем движение вверх, что зайти со стороны Абая и спуститься по Карла Маркса (теперь Кунаева), но там тоже кардон. Дошли до Абая, часть пошла вниз по Байсеитовой, другие - по Коммунистическому (ныне Аблайхана) и Мира (Желтоксан). Но, как потом выяснилось, все подходы были перекрыты, и весь большой квартал, в котором находится Дом дружбы, был полностью блокирован.
Лишь небольшая часть группы сумела по дворам выйти на Курмангазы, но подойти к Дому дружбы не удалось никому. Я с двумя товарищами оказались во дворе, который мне показался знакомым, и вспомнил, что в одном из домов, выходящего как раз на Дом дружбы, живет Надежда Халиловна Гарифулина, известный журналист, главред "Огни Алатау", которая в то время уже работала в Советской России. Но в Алма-Ате у неё осталась дочь Ольга.
Немного посомневавшись, решил на удачу зайти. Поднялись, позвонили, дверь открывается, и перед нами Оля, уже взрослая девушка. Объяснили, что к чему, и вот мы жадно прильнули к окнам - точь-в-точь напротив Дом дружбы. Но возле главного входа лишь десятка два авто явно не представительского класса. Думаем, неужели уже все разъехались?
Улица Курмангазы довольно узкая и площадка перед входом небольшая. Ольга, которая до нашего прихода наблюдала за приездом участников встречи, пояснила: оказывается гости прибывали не к центральному входу, а заезжали непосредственно на территорию Дома дружбы через хозяйственные ворота с улицы Карла Маркса (теперь Кунаева) и проходили в здание через боковой подъезд. Таким же порядком и разъезжались. В целях безопасности, конечно.
А накануне самого мероприятия строгие мужчины делали поквартирный обход, выясняли, кто прописан, кто проживает, нет приезжих родственников, гостей, друзей. сверяли со своими списками, осматривали помещения и т.п. Вот так, практически безрезультатно прошла наша акция.
На фото в первом ряду слева направо: Абдильдин, Кравчук, Назарбаев, Ельцин, Шушкевич и далее по списку всего 11 руководителей бывших советских республик. А кто такой Абдильдин, почему он стоит рядом с Кравчуком и первым в этом ряду? Серикболсын Абдильдин в тот период был Председателем Верховного Совета Казахской ССР и посему очень гордился тем, что "стоял у истоков независимости Казахстана". В 1995 г. был избран первым секретарём ЦК восстановленной в декабре 1991г. Компартии Казахстана.
На этом посту постоянно тяготел к социал-демократии, стараясь копировать КПРФ и подражая Г.Зюганову., превратив в итоге некогда боевую партию, пользующуюся достаточно весомой поддержкой народа, в беззубую аморфную структуру.
Ю.В. Виньков
Данная статья Айнура Курманова об истории Рабочего движения Казахстана была опубликована в...
Мобилизационный ресурс социалистического планирования как один из основополагающих факторов...
В этой статье мы указываем на то, что процессы декоммунизации, запрета коммунистических партий,...
22 августа исполнилось 30 лет с момента смерти бывшего первого секретаря ЦК КПК и одного из...
22 августа - очередная тридцать первая годовщина с момента смерти бывшего первого секретаря ЦК КПК...
