Задайте себе важнейший вопрос казахской идеологии - прославлялись бы алашовцы сейчас, если бы они избежали репрессий и умерли своей смертью на уютных совминовских дачах?
Алаш капитулировала уже во второй половине 1919 года, когда Колчака погнали. Джангильдин убедил Сталина и Ленина, что сможет убедить алашовцев перейти на сторону красных. В итоге, алашовцам простили их преступления. А дел они натворили порядочно.
Помимо убийства Амангельды Иманова и ещё 30 человек вместе с ним, алашовцы устроили массовые репрессии в Тургайской области во время наступления Колчака. Алашовцы ездили по аулам и указывали колчаковцам на казахов, которые поддерживали либо симпатизировали красным. У них отбирали весь скот и продовольствие, обрекая эти семьи на голодную смерть. За полгода белогвардейской оккупации в Тургайской области не досчитали 18 тысяч человек. Об этом все есть в сборнике документов " О партийном строительстве в Казахстане. 1936 год". По переписи населения конца 19 века, в Тургайской области проживало порядка 85-90 тысяч человек. Можете понять теперь уровень репрессий, погиб каждый пятый, 20% населения.
А ещё алашские полки хвалил атаман Анненков в Восточном Казахстане. Про зверства Анненкова можно отдельную книгу написать. Это тот ещё отморозок, по локоть в крови. И у него воевали доблестные алашские полки.
Можно ещё вспомнить, как Букейханов наказывал казахов после февральской революции в должности комиссара временного правительства по Тургайской области. По его приказу отбирали скот у тех казахских родов, которые принимали участие в восстании 1916 года в Тургае.
И это все алашовцам простили. Они массово влились в партию. В виду дикого кадрового голода, алашовцы нужны были, они имели хорошее образование. Им доверили заниматься просвещением, восстановлением народного хозяйства, участвовать в политической жизни. Алашовцы работали даже в наркомате юстиции КазАССР и наркомземе во время коллективизации. Советская власть выделила им огромный кредит доверия.
Так вот, если бы , алашовцы пережили репрессии 1937 года , они прожили бы продуктивную жизнь, принимая участия в сталинских пятилетках. Их именами назвали бы советские электростанции, металлургические комбинаты , микрорайоны в новых городах. И памятники в каждом городе. К 1967 году к 50-летию Великого Октября уже седые аксакалы алашовцы с десятками орденами на грудях, заслуженные строители социализма, махали бы молодежи на трибуне во время парада 7 ноября в Алма-Ате. Уходя со своих постов, они бы стали пенсионерами союзного значения со всеми привилегиями. К ним приходили бы пионеры на праздники. Возможно, что и перестройку они бы тоже не приняли, ругали бы Горбачева. И умерли бы убежденными коммунистами, видя как рушится Советский Союз.
И вот тогда бы у Майи Бекбаевой были очень скучные документальные фильмы. Где искать слезливые истории про загубленную казахскую интеллигенцию? Как же теперь воспитывать казахскую молодежь? На какой антисоветской почве? Где искать ту самую сакральную жертву?
Ну не вспоминать же, в самом деле, сотни тысяч казахских коммунистов, которые сделали титанический труд в строительстве десятков новых городов и целых отраслей промышленности? Зачем? Ведь их не расстреляли, они же честно трудились ради обычного народа, не щадя себя. Такие истории не интересны, нет тут жертвенности.
Хотя мемуары Кунаева пронизаны огромной благодарностью советской власти, он своими глазами видел, как целое поколение вчерашних детей чабанов становились ведущими техническими кадрами. Он сам лично прошел такой же путь.
Амангельды Есенов