Что будут делать власти Казахстана, когда народ не сможет платить налоги?
С недавних пор в ход вошло выражение «Люди – это вторая нефть». Подразумевается, что в плане...
Гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» встал перед самым малым бизнесом Казахстана. Правительство подготовило новый налоговый кодекс, депутаты равнодушно проголосовали за его принятие, президент подписал.
Основные споры велись вокруг повышения налога на добавленную стоимость. Сначала правительство напугало предпринимателей повышением с 12 до 20%. Затем смилостивилось и снизило планку до 16%. Также получилось и с уменьшением порога для перехода в категорию плательщиков НДС. Чиновники ошеломили предложением снизить порог до 3800 МРП (около 15 млн. тенге в 2025 г.). Позже проявили «гуманизм», заявив показатель в 10 000 МРП (около 40 млн. тенге). Таким образом планка снижена с 20 000 до 10 000 МРП. Сейчас уже никто не вспоминает, что ещё раньше порог составлял 40 000 МРП. С 1 января бизнес с месячным оборотом чуть более 3 млн. будет платить 16% НДС.
За дебатами по НДС незаметным осталось ещё одно важное нововведение. Это пункт 16 статьи 286 нового Налогового кодекса. Она гласит, что на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога не подлежат «расходы налогоплательщика по приобретению товаров, работ, услуг у лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации».
Этот пункт и есть смертный приговор малому бизнесу. Поясню на примере. Допустим, ИП или ТОО, работающее по упрощённой налоговой декларации, оказывает услугу крупному предприятию на 5 млн. тенге в год. Сейчас эти затраты у заказчика вычитываются из годовой прибыли, что снижает корпоративный подоходный налог. Он уплачивается один раз по итогам года в сумме 20% от чистой прибыли, т.е. за вычетом всех затрат. В следующем году эти 5 млн. уже не будут высчитываться как затраты. А значит, заказчику придётся уплатить с этой суммы 1 млн. корпоративного подоходного налога. Если таких поставщиков сотни, то и налог вырастет на сотни миллионов.
Поэтому крупные предприятия уже начали рассылку писем своим поставщикам, деловым партнёрам, работающим по «упрощёнке», извещая их, что в 2026 году они будут сотрудничать только с теми, кто работает на общеустановленном налоговом режиме (ОУР), или перейдёт на такой режим с упрощённого.
Выбор у малых ТОО и ИП невелик. Если не переходить на ОУР, то потеряешь заказы, потеряешь надёжного партнёра, и неизбежно закрытие. Где восполнить эти доходы? Если переходить на ОУР, то сотрудничество сохранится, но расходы возрастут в разы. Сейчас по «упрощёнке» 2 раза в год нужно платить налог в 3% от общего дохода. Декларация также подаётся 2 раза в год. Она очень простая, заполнить может сам предприниматель без помощи бухгалтера. Затраты декларировать не нужно. При общеустановленном режиме корпоративный налог составит для малого бизнеса, также как и для всех, 20% от прибыли. Чтобы рассчитать прибыль за вычетом всех затрат, нужно вести учёт этих затрат, выписывать счета-фактуры, вести ведомость зарплаты и ежемесячно уплачивать налоги и платежи с фонда оплаты труда, предоставлять полный отчёт в налоговые органы и т.д. Понятно, что нужен бухгалтер. Найти опытного или хотя бы хорошего бухгалтера не так просто, даже на хорошую зарплату.
Малый бизнес оказывается зажатым в «клещи» с двух сторон. И только вопрос времени – когда это кольцо окружения неизбежно сомкнётся. Или гибель от потери заказов и деловых партнёров, или от бремени возросших затрат. Если выживет хотя бы половина ТОО и ИП – это будет чудо.
Правительство явно лицемерит, заявляя как о благе, что в запретительном списке работ и услуг, по которым запрещена упрощённая декларация, осталось всего 44 вида деятельности. Хотя в начальном варианте было почти 800 видов работ и услуг. Даже если деятельность ТОО или ИП входит в число разрешённых для «упрощёнки», это ничего не значит. Главное – сможет ли предприниматель продолжать сотрудничать со своими заказчиками, получателями его работ, товаров и услуг, оставаясь на упрощённом режиме. Или ему придётся переходить на общеустановленный режим, и думать, как выжить при возросших в разы налогах и прочих расходах.
Рассчитывать на продолжение работы по «упрощёнке» могут лишь те предприниматели, которые оказывают услуги, реализуют товары непосредственно населению. При контрактах «бизнес с бизнесом» такой налоговый режим уже невозможен.
На что рассчитывают власти? Пополнить бюджет за счёт увеличения налогов с малого бизнеса? Если сотни тысяч малых фирм исчезнут, разорятся – кто будет платить налоги? Даже в министерстве национальной экономики полагают, что закроются примерно 300 тысяч компаний. Эти вопросы предприниматели задают в петиции.
«Мы, представители бизнеса и гражданского общества, выражаем серьезную обеспокоенность в связи с действием пункта 16 статьи 286 Налогового кодекса РК. Указанная норма фактически исключает возможность признания расходов по сделкам с субъектами, работающими на специальном налоговом режиме (СНР) на основе упрощенной декларации. Мы призываем правительство и парламент Республики Казахстан отменить или пересмотреть пункт 16 статьи 286 Налогового кодекса, сохранить баланс интересов государства и бизнеса, укрепить доверие предпринимательского сообщества к налоговой реформе», - говорится в петиции, опубликованной на государственном сайте e- Petition.
Заявители в петиции указывают, что это приведет к негативным последствиям: искусственное сужение круга поставщиков, по их мнению, неминуемо повлечет повышение стоимости товаров и услуг; компании, по словам авторов, будут вынуждены отказываться от работы с МСБ, находящимися на упрощенке; малые предприятия, как считают составители петиции, будут терять клиентов, уходить в тень или прекращать деятельность.
Авторы просят исключить пункт 16 статьи 286 налогового кодекса как ограничивающий права налогоплательщиков на признание расходов; в качестве альтернативы – сохранить право на вычет расходов при условии подтверждения сделки первичными бухгалтерскими документами (счета-фактуры, акты, накладные, платежные документы) и организовать широкое обсуждение с участием бизнеса, экспертов и представителей государственных органов.
Петиция в настоящий момент находится на модерации.
Можно не сомневаться, что петиция быстро наберёт необходимые 50 тыс. подписей. Но как власть относится к такому виду народного волеизъявления – хорошо известно на примере петиции против перевода времени. Её отклонили на том основании, что перевод времени якобы провели на научной основе.
Если и эта петиция, этот сигнал SOS от мелких и мельчайших предпринимателей, которые занимаются по большей части эксплуатацией самих себя, будет отклонена, то наши руководители в очередной раз преуспеют в деле увеличения числа недовольных властью. Количество таких недовольных, судя даже по обсуждению в социальных сетях, методично и неуклонно увеличивается. Причём в их число попадают и люди, весьма далёкие от политики, и никогда не желающие влезать в политику. Перевод времени, например, негативно настроил даже тех, кто был доволен всем. Малый бизнес, мелкая буржуазия – это самая деполитизированная группа населения. Ведь они крутятся, как белка в колесе, заняты выживанием, работают в режиме 24/7, света белого не видят. Их чаяния зачастую ограничиваются одним желанием – только бы нас не трогали. Но вот тронули. И серьёзно тронули. И толкнули в ряды своих оппонентов. Пусть и не активных оппонентов, но молчаливый протест столь же опасен, как и деятельный. Просчитывают ли эти последствия в аналитических штабах власти?
С недавних пор в ход вошло выражение «Люди – это вторая нефть». Подразумевается, что в плане...
Мобилизационный ресурс социалистического планирования как один из основополагающих факторов...
«Пришло время затянуть пояса и жить по средствам», - сказал президент Касым-Жомарт Токаев на...
Вот так, тихо, без шума и пыли у народа в очередной раз обчистили карманы. Молчат и голосуют «за»...
Национальная палата предпринимателей (НПП) "Атамекен" бьет тревогу, заявляя о серьезных...
