В начале 20 века Казахстан был сырьевой колонией западного капитала, который добывал тут медь, нефть, цветные металлы. Вся добыча нефти была тогда в руках британцев.
В Западном Казахстане в Урало-Эмбинском районе нефть добывали 4 британских компаний:
- «Западно-Уральское нефтяное общество» ( 1912 год);
- « Урало-Эмбинское общество» (1912 год);
- « Центрально-Урало- Каспийское общество» (1912 год);
- « Северо- Каспийская нефтяная компания» (1914 год);
Вся добыча меди и цветных металлов была в руках британских компаний. В Джезказгане добывала медь британское акционерное общество « Атбасарские медные рудники». Англо-французское « Акционерное общество Спасских медных рудников» выкупило Спасско-Воскресенский медный рудник, Успенский медный рудник, Спасский медеплавильный завод, Саранско-Карагандинские каменные копи, два железных рудника.
Британская компания « Русско-азиатская корпорация» через дочернее предприятие « Иртышская корпорация» эксплуатировала горнорудные месторождения Рудного Алтая и Экибастуза.
На всех этих предприятиях применялся примитивный дешевый рабочий труд . Рабочий день длился от 10 до 16 часов. Только 40% казахских рабочих имели жилищные условия (бараки и землянки), где подхватывали различные инфекционные заболевания. Тяжелые условия труда, частые травмы и несчастные случаи гибели на производстве, низкая заработная плата – так жили казахские рабочие в начале 20 века на месторождениях цветных металлов.
В конце 80-х годов в СССР в каждой союзной республике усиленно работала машина пропаганды националистов, которая уверяла общество, что стоит только выйти из состава Союза и вся прибыль останется внутри республики. В том числе и в Казахстане эти настроения поддерживались на высоком уровне. В начале 1991 года в учебниках истории Казахстана писали, что Казахстан наконец-то вышел из советской колониальной системы и теперь все богатства страны будут работать на благо казахстанского народа, а не на благо Москвы. Казахстан отдает месторождение Тенгиз, которое было найдено еще в советское время, на разработку американцам, где доля Казахстана была 80%. Но каким-то хитрым образом за 30 лет доля Казахстана в разработке нефтяных месторождений поменялась кардинально , где теперь 80% в руках Запада.
После 1991 года Казахстан энергичными капиталистическими пятилетками вступил в эпоху неоколонизма в руки Запада, продал 75% нефтяных месторождений Западу и подписал кабальные договора по недропользованию. Мало кто знает, на каких условиях Казахстан предоставляет месторождения западным компаниям. Если говорить простым языком, инвестор в первую очередь должен вернуть все затраченные бабки на разработку и добычу ресурсов. И лишь потом, вернув затраченные средства, оставшиеся прибыль делится между частником и казахстанским бюджетом. Инвесторы умело скрывают прибыль и увеличивают расходы, таким образом Казахстан получает лишь 2% ( на примере кашаганского месторождения). И роль западного капитала в добыче наших ресурсов не уменьшается, а наоборот только увеличивается. На этот год сумма западных инвестиций будет в 2,4 раза больше чем это было 2 года назад.
И наши нацпаты винят Россию в том, что Казахстан стал сырьевой колонией Запада. И отсутствие серьёзной промышленности почему-то тоже считается следствием вступления в ЕАЭС. И абсолютно забывается, что в 1991 году в Казахской ССР было 400 мощных предприятий, которые в большинстве своем были самостоятельно уничтожены под чутким руководством нашего заботливого казахстанского руководства. Борьба с тяжелым наследием тоталитарного советского странным образом стала синонимом деиндустриализации.
Амангельды Есенов