Критическая ситуация с водоснабжением Центрального Казахстана: износ канала имени академика Каныша Сатпаева достиг 90% Депутат Сената Парламента Республики Казахстан Ернур Айткенов поднял тревогу по поводу катастрофического состояния канала имени академика Каныша Сатпаева, жизненно важного объекта водоснабжения для значительной части страны.
Его обращение к Премьер-министру Алихану Смаилову содержит подробный анализ проблемы, угрожающей экономической и социальной стабильности региона. Канал Иртыш-Караганда, переименованный в канал имени академика Каныша Сатпаева, введенный в эксплуатацию в 1968 году, протяженностью 458 километров, представляет собой сложнейшую гидротехническую систему.
Он включает в себя 22 насосные станции, обеспечивающие подъем воды из реки Иртыш на высоту 418 метров, и 13 транзитных водохранилищ, регулирующих водоток и обеспечивающих равномерное распределение воды по всей протяженности. Эта система обеспечивает водой не только такие крупные города, как Экибастуз, Темиртау и Караганда, но и, начиная с 2023 года, Астану, а также сельскохозяйственные угодья Павлодарской и Карагандинской областей, крупные промышленные предприятия и электростанции.
Без преувеличения, канал является жизненной артерией Центрального Казахстана, и его состояние вызывает серьёзнейшую озабоченность. Эксплуатация канала на протяжении более чем пятидесяти лет привела к критическому износу оборудования. Согласно заявлению сенатора Айткенова, износ достиг 90%. Это означает, что большая часть насосных агрегатов, многие из которых отработали вдвое дольше своего проектного срока службы, находится в аварийном состоянии.
Это подтверждается снижением коэффициента полезного действия (КПД) на 10-15%, увеличением потребляемой мощности на 70 кВт и появлением микротрещин на ключевых узлах оборудования. Такое состояние не только приводит к существенному росту затрат на ремонт и техническое обслуживание, но и создает высокий риск крупных аварий, способных привести к катастрофическим последствиям для водоснабжения целого региона.
Потенциальные последствия аварии на канале включают в себя не только перебои с питьевой водой для миллионов людей, но и остановку работы промышленных предприятий, что вызовет серьёзные экономические потери. Министерство по чрезвычайным ситуациям разработало дорожную карту на 2024-2028 годы, предусматривающую реконструкцию и модернизацию 19 насосных агрегатов.
Проектно-сметная документация по пяти агрегатам уже прошла государственную экспертизу, и в 2025 году планируется начать реконструкцию на сумму 10,8 млрд тенге. Однако, темпы модернизации явно недостаточны для решения проблемы в полном объеме. Необходимо ускорить процесс проектирования, госэкспертизы и строительно-монтажных работ.
Кроме того, требуется проведение комплексного обследования всего канала с целью выявления всех слабых мест и разработке всеобъемлющей программы капитального ремонта, включающей замену изношенных труб, реконструкцию водохранилищ и внедрение современных систем мониторинга и управления. Также необходимо провести анализ эффективности существующей системы управления каналом и при необходимости провести ее реорганизацию для повышения операционной эффективности и снижения риска аварий.
Задержка с реализацией необходимых мер по ремонту и модернизации может привести к необратимым последствиям. Поэтому необходимо ускорить выполнение существующего плана. В этом заключена гарантия безопасного и надежного водоснабжения для населения и промышленности Центрального Казахстана на многие годы вперед. Ситуация требует немедленного и решительного действия со стороны правительства и всех заинтересованных сторон.