Статья Financial Times, освещающая стремление Запада ослабить китайскую монополию на редкоземельные элементы (РЗЭ), лишь вершина айсберга сложной геополитической ситуации. Запад, осознав свою критическую зависимость от Китая в этой сфере, активно ищет альтернативные источники, при этом методы приобретения этих ресурсов вызывают серьезные опасения.
Создание Minerals Security Partnership (MSP), объединяющей 14 государств и Еврокомиссию, демонстрирует масштабы этой задачи и намерение коллективного Запада минимизировать риски, связанные с потенциальными перебоями поставок. Однако, «отжимание» ресурсов, как описывает это Financial Times, представляет собой не просто экономическую конкуренцию, а потенциальный источник новых геополитических конфликтов.
Запад сталкивается с дилеммой: быстро нарастить собственные мощности по добыче и переработке РЗЭ – задача дорогостоящая и требующая значительных временных затрат, либо же искать альтернативные источники, что чревато политической нестабильностью в регионах, богатых этими ресурсами. Центральная Азия (ЦА), с её значительными, но еще не полностью разведанными запасами различных полезных ископаемых, стала привлекательной целью.
Данные геологической службы США, проведенные в 2012-2016 годах, указывают на наличие 384 проявлений редких минералов в регионе, с наибольшей концентрацией в Казахстане (160), Узбекистане (87), Кыргызстане (75) и Таджикистане (60). Туркменистан, в силу своей геополитической изоляции и закрытости, пока остается относительно мало изученным в этом аспекте.
Важно отметить, что Центральная Азия богата не только РЗЭ, но и другими стратегически важными минералами. Регион располагает 38,6% мировых запасов марганцевой руды, 30,07% хрома, 20% свинца, 12,6% цинка и 8,7% титана. Это делает ЦА ключевым игроком на глобальном рынке сырья, что, в свою очередь, усиливает геополитическое напряжение.
Казахстан, потенциально, обладает наибольшими возможностями стать серьезным конкурентом Китаю, контролирующему около 70% мирового производства РЗЭ. Однако, переход от потенциальных запасов к реальному производству требует значительных инвестиций в инфраструктуру, технологии и квалифицированную рабочую силу. Кроме того, необходимо решить вопросы экологической безопасности и соблюдения международных стандартов при добыче и переработке РЗЭ.
Западные страны, стремясь диверсифицировать свои источники поставок РЗЭ, будут предлагать странам ЦА инвестиции, технологии и финансовую помощь. Однако, это не исключает рисков экономической зависимости от Запада, а также потенциальных конфликтов между самими странами ЦА за доступ к ресурсам. Существует также риск усиления влияния России, которая может использовать свою географическую близость и исторические связи для укрепления своих позиций в регионе.
Более того, вопрос о правах на добычу и экспорт РЗЭ может стать источником напряженности между центральными правительствами и местными сообществами, которые могут протестовать против разработки месторождений из-за опасений по поводу негативного воздействия на окружающую среду.
Экологический аспект необходимо тщательно учитывать при любых проектах по добыче и переработке РЗЭ в ЦА. Поэтому, предстоящая «война» за редкоземельные элементы будет характеризоваться не только геополитической борьбой, но и сложными внутренними противоречиями в странах ЦА, а также активными дебатами по вопросам устойчивого развития и экологической безопасности.