Заявление Революционной компартии Франции по поводу полицейского насилия
Предлагаем Вашему вниманию Заявление ЦК Революционной коммунистической партии Франции (РКПФ) по...
Кандидат исторических наук, доцент Павел Дятленко считает принятый Жогорку Кенешем закон о реабилитации жертв политических репрессий содержит серьезные политические и правовые противоречия. Он поделился своим мнением по новому документу. По его мнению, подписание законопроекта приведет к социальному взрыву в обществе.
«По своему содержанию и терминам законопроект является политическим и идеологическим, а не правовым документом. Его реализация приведет к долгосрочным негативным последствиям для нашего общества и государства.
Принятый законопроект является немного измененной версией проекта, который пытались принять в 2019 году, в рамках участия республики в международном партнерстве "Открытое Правительство" (Open Government Partnership, OGP), которое финансируется западными странами и фондами. Поэтому закономерно, что информационную поддержку законопроекта в основном осуществляют прозападные НПО, СМИ и исследователи.
Анализируемый законопроект можно рассматривать как яркий пример внешнего влияния на нашу страну в рамках стратегии по десоветизации, дерусификации и деколонизации, которая последовательно реализуется странами Запада для ослабления независимости постсоветских стран и их связей между собой, раскола их обществ, подчинения своему влиянию.
Необходимости в принятии этого законопроекта нет, так как большинство осужденных по политическим мотивам уже давно реабилитировано по действующему закону о реабилитации. Когда обнаруживаются документы о новых подпадающих под реабилитацию гражданах, то она проводится правоохранительными ведомствами республики по действующему закону.
Разработчики документа предлагают реабилитировать жертв "красного террора" периода Гражданской войны, но умалчивают о многочисленных жертвах "белого террора", в числе которых были мирные люди, женщины, дети и старики.
При подготовке законопроекта был использован современный опыт Украины и Грузии, где тема сталинских репрессий и реабилитации пострадавших от них граждан весь постсоветский период используется политическим классом не для восстановления справедливости и научных целей, а для внутри- и внешнеполитических спекуляций и исторических фальсификаций.
Разработчики законопроекта предлагают чрезмерно и необоснованно с правовой и исторической точки зрения расширить круг лиц, которые подлежат восстановлению в правах. Кого они предлагают объявить пострадавшими от политических преследований, уголовников, террористов, агентов и пособников иностранных спецслужб, басмачей (то есть преступников, которые были осуждены за совершение особо тяжких и тяжких уголовных преступлений), участников банд, религиозных радикалов, националистов, контрабандистов, уклонистов от военной службы и уплаты налогов, осужденных за диверсии, саботаж, должностные, имущественные и хозяйственные преступления. Такой подход по героизации преступников не имеет ничего общего с правосудием и исторической правдой. Кстати, статьи за совершение подобных преступлений есть в действующем УК КР.
В законопроекте и сопроводительных документах умалчивается тот факт, что при проведении реабилитации в республике заметная часть осужденных осталась нереабилитированной или частично реабилитированной. Например, в России треть осужденных по 58-й статье УК РСФСР осталась нереабилитированной, то есть при пересмотре дел их осуждение было признано обоснованным и законным. Еще часть реабилитированных лиц реабилитирована частично, с заменой им политической статьи на уголовную.
Разработчики законопроекта предлагают создать общественную комиссию по реабилитации, в которой заметную часть членов будут составлять представители общественных организаций, не являющиеся профессионалами в исторической науке и политически нейтральными лицами.
Открытие архивных документов по периоду 1920-1950-х годов для доступа непрофессионалов и политически ангажированных сил может привести к серьезным негативным последствиям для общества республики. Одно из них – это обнародование сведений о доносчиках. Дело в том, что в период политических репрессий число добровольных доносчиков было достаточно большим, и доносы писали родственники, соседи, коллеги по работе и знакомые друг на друга. Причем авторами доносов были представители всех социальных групп, вплоть до высших чиновников. Доносы писали по разным мотивам: с целью сведения личных счетов и в рамках межклановой борьбы, из-за зависти, в борьбе за ресурсы и для устранения конкурентов по карьерной лестнице. Кстати, в 1930-х годах доносчики почти не пострадали, максимум – их исключали из партии и комсомола или давали небольшой тюремный срок. Их потомки живут в нашей стране.
Также при полном открытии архивных документов станут известны фамилии сотрудников правоохранительных органов и штатных осведомителей спецслужб, причастных к политическим репрессиям. Их потомки тоже живут в нашей стране.
Передача архивных документов 1920-1950-х годов из ведомственных архивов правоохранительных структур на хранение в ЦГА КР возможна и без принятия отдельного закона.
Законопроект не решает существующие проблемы по реабилитации граждан, пострадавших от политических преследований, а направлен на создание новых – в виде политических спекуляций и исторических фальсификаций. Например, в принятом законопроекте нет ничего по поводу выплаты финансовых компенсаций потомкам репрессированных граждан и возврату конфискованного при репрессировании имущества.
Как исследователь темы реабилитации жертв сталинских репрессий в Кыргызстане считаю, что данный законопроект прямо противоречит интересам нашего общества и государства и приведет к большому количеству долгосрочных негативных последствий.
К ним относятся усиление раскола общества и рост внутренних конфликтов в нем, дальнейшая архаизация и распад общества, ослабление суверенитета государства и самостоятельности его правоохранительной системы, отдаление республики от стратегических партнеров и соседей по постсоветскому пространству».
Источник
Предлагаем Вашему вниманию Заявление ЦК Революционной коммунистической партии Франции (РКПФ) по...
Мы публикуем текст заявления Коммунистической партии Кыргызстана по факту новой попытки...
27 июня этого года парламент Кыргызстана принял поправки к закону о реабилитации, вызвавшие волну...
Международные и внутренние события, произошедшие за 100 лет со дня образования СССР, подтверждают...
Данная статья Айнура Курманова об истории Рабочего движения Казахстана была опубликована в...